”частник ќбщероссийского рейтинга школьных сайтов
√лавна€їќ– —Ё/ќƒЌ Ќ–їѕрезентаци€ о курсе "ќ– —Ё"

ѕрезентаци€ о курсе "ќ– —Ё"

"

ќсновы религиозных культур и светской этики:

image2¬о исполнение поручени€ ѕрезидента –‘ от 2 августа 2009 года єѕр-2009, письма министерства образовани€ и науки –‘ от 24.10.2011 є ћƒ-1427/03 «ќб обеспечении преподавани€ комплексного курса ќ– —Ё» с 2012 года во всех субъектах –оссийской ‘едерации вводитс€ учебный курс «ќсновы религиозных культур и светской этики».

¬ соответствии с распор€жением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 28 €нвар€ 2012 г. є 84-р "ќб утверждении плана меропри€тий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах –оссийской ‘едерации комплексного учебного курса дл€ общеобразовательных учреждений "ќсновы религиозных культур и светской этики" курс "ќсновы религиозных культур и светской этики" реализуетс€ в 4-х классах в количестве 34 часа в год.

image3—огласно нормам статьи 87 ‘едерального закона от 29 декабр€ 2012 г. є 273-‘« "ќб образовании в –оссийской ‘едерации" выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимис€ знаний об основах духовно-нравственной культуры народов –оссийской ‘едерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традици€х мировой религии (мировых религий) осуществл€етс€ родител€ми (законными представител€ми) обучающихс€.

ќбразовательное учреждение на основе определени€ образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихс€ и их родителей, а также собственных возможностей организации образовательного процесса, самосто€тельно определ€ет перечень модулей.

”чебный курс ќ– —Ё €вл€етс€ единой комплексной учебно-воспитательной системой. ¬се его модули согласуютс€ между собой по педагогическим цел€м, задачам, требовани€м к результатам освоени€ учебного содержани€, достижение которых обучающимис€ должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, пон€тийных, ценностно-смысловых св€зей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

”чебный курс ќ– —Ё €вл€етс€ культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценност€х, составл€ющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры –оссии, на понимание их значени€ в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

÷ель учебного курса ќ– —Ё – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа –оссии, а также к диалогу с представител€ми других культур и мировоззрений.

«адачи учебного курса ќ– —Ё:

  1. «накомство обучающихс€ с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. –азвитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей дл€ достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. ќбобщение знаний, пон€тий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимис€ в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное воспри€тие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. –азвитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважени€ и диалога во им€ общественного мира и согласи€.

”чебный курс ќ– —Ё включает в себ€ 6 модулей:

image4

ѕроблема религиозного образовани€, воспитани€ религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколени€ сегодн€ стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. ¬полне очевидно, что религиозную составл€ющую нар€ду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба дл€ качества образовани€, духовно-нравственного становлени€ личности.

¬опросы, св€занные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодн€ особенно важное значение, поскольку характер светской школы определ€етс€ в том числе и ее отношени€ми с социальным окружением, религиозными объединени€ми, признанием свободы вероисповедани€ и мировоззрени€ участников образовательного процесса. «апрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитани€ граждан –оссии, остаетс€ слишком высоким, чтобы остатьс€ без ответа.

image5¬ то же врем€ преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решени€ труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихс€ в услови€х глобальных сдвигов и разрушени€ традиционных форм идентичности.

¬ этой св€зи особо актуальным становитс€ включение в школьную программу курса «ќсновы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представл€ющего п€ть важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

ќбща€ характеристика учебного курса

÷ель комплексного учебного курса «ќсновы религиозных культур и светской этики»– формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщени€ к отечественной религиозно-культурной традиции.

ќсновное культурологическое пон€тие учебного курса – «российска€ религиозно-культурна€ традици€». ≈го можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве пон€ти€ «традици€», «религиозна€ традици€», «культурна€ традици€».

Ќовый предмет призван актуализировать в содержании общего образовани€, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать услови€ дл€ приобщени€ к ней российских школьников.

ќтечественна€ религиозно-культурна€ традици€ несовместима с унификацией содержани€ разных религий и этических учений. ≈е принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.

ќтечественна€ религиозно-культурна€ традици€ – обща€ духовна€ основа многонационального народа –оссии – формируетс€ исторически и актуализируетс€ сегодн€ под воздействие р€да факторов:image6

  • обща€ историческа€ судьба народов –оссии, исповедующих разные религии;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, €зыка, образовани€, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
  • множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушени€.

”чебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

ќбразовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных св€зей формирует у обучающихс€ начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:

  • ориентации содержани€ всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную ‘едеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образовани€, а также  онцепцией духовно-нравственного развити€ и воспитани€ гражданина –оссии, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина –оссии, укорененного в духовных и культурных традици€х многонационального народа –оссии;
  • педагогического согласовани€ системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержани€ всех модулей учебного курса;
  • системы св€зей, устанавливаемых между модул€ми учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский €зык, литература, истори€ и др.);
  • педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавани€ учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа –оссии, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодн€ общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;
  • ориентации учебного содержани€ на совместное осмысление педагогами, обучающимис€ и их родител€ми актуальных проблем развити€ личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоени€ содержани€ учебного курса.

image7”чебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных св€зей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию –оссии в ее самых общих этических основах. —ама национальна€ духовность в многообразии и глубине составл€ющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпываетс€ им. ”чебный курс – это введение в религиозно-культурную традицию –оссии.

ћесто учебного курса в учебном плане

¬ соответствии с ‘едеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «ќсновы религиозных культур и светской этики» изучаетс€ в объеме 1 ч в неделю в 4 классе

 аждому обучающемус€ в рамках освоени€ содержани€ учебного курса с его согласи€ и по выбору его родителей (законных представителей) предлагаетс€ дл€ изучени€ один из шести учебных модулей.

ќбразовательное учреждение на основе определени€ образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихс€ и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самосто€тельно определ€ет перечень модулей учебного курса.

ѕредусмотрена подготовка и презентаци€ творческих проектов на основе изученного материала. ѕроекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. ¬ ходе подготовки проекта учащиес€ получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, де€тельностной форме. ѕодготовка и презентаци€ проекта позвол€ют оценить работу учащегос€ в целом и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

ќсвоение учебного содержани€ каждого из модулей, вход€щих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значени€ духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведени€ в жизни человека, семьи, общества;
  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значени€ в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в –оссии;
  • формирование уважительного отношени€ к традиционным религи€м и их представител€м;
  • формирование первоначального представлени€ об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа –оссии;
  • знание, понимание и прин€тие личностью ценностей: ќтечество, семь€, религи€ - как основы традиционной культуры многонационального народа –оссии;
  • укрепление веры в –оссию;
  • укрепление средствами образовани€ духовной преемственности поколений.

ќсновное содержание курса «ќсновы религиозных культур и светской этики»

”чебный курс «ќсновы религиозных культур и светской этики» представл€ет собой единый комплекс структурно и содержательно св€занных друг с другом шести учебных модулей: «ќсновы православной культуры», «ќсновы исламской культуры», «ќсновы иудейской культуры», «ќсновы буддийской культуры», «ќсновы мировых религиозных культур», «ќсновы светской этики».

 аждый учебный модуль, €вл€€сь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным цел€м и результатам обучени€ и воспитани€ и включает в себ€ такой объем материала по предмету, который позвол€ет использовать его как самосто€тельный учебный компонент.

—одержание каждого из шести модулей учебного курса организуетс€ вокруг трех базовых национальных ценностей: ќтечество, семь€, религи€ – и представл€етс€ четырьм€ основными тематическими блоками (разделами). ƒва из них (первый и четвертый) €вл€ютс€ общими дл€ всех учебных модулей. —одержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. „етвертый тематический блок представл€ет духовные традиции многонационального народа –оссии. ¬торой и третий тематические блоки, изучаемые соответственно в 4 классе дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.image1

”чебный модуль «ќсновы православной культуры»

–осси€ – наша –одина.

¬ведение в православную духовную традицию. ќсобенности восточного христианства.  ультура и религи€. —в€щенное ѕисание. —в€щенное ѕисание и —в€щенное ѕредание. ¬о что вер€т православные христиане. „то говорит о Ѕоге и мире православна€ культура. „то говорит о человеке православна€ культура. ’ристианское учение о спасении. ƒобро и зло в православной традиции. ’ристианска€ этика: заповеди блаженства. «олотое правило нравственности. Ћюбовь к ближнему. ƒобродетели и страсти. ќтношение к труду. ƒолг и ответственность. ћилосердие и сострадание. —паситель. ∆ертвенна€ любовь. ѕобеда над смертью. ѕравославие в –оссии. ѕравославный храм и другие св€тыни. ѕравославные “аинства. —имволический €зык православной культуры. ’ристианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). ѕравославный календарь, его символическое значение. ѕочитание св€тых. ѕраздники. ’ристианска€ семь€ и ее ценности.

Ћюбовь и уважение к ќтечеству. ѕатриотизм многонационального и многоконфессионального народа –оссии.

”чебный модуль «ќсновы исламской культуры»

–осси€ – наша –одина.

¬ведение в исламскую духовную традицию.  ультура и религи€. ѕророк ћухаммад – образец человека и учитель нравственности. ∆изнеописание ѕророка ћухаммада. ѕроповедническа€ мисси€ ѕророка ћухаммада. ѕрекрасные качества ѕророка ћухаммада. —в€щенный  оран и —унна как источники нравственности. ќбщие принципы ислама и исламской этики. —толпы ислама и исламской этики. »сполнение мусульманами своих об€занностей. ќб€занности мусульман. ƒл€ чего построена и как устроена мечеть. ћусульманское летоисчисление и календарь. »слам в –оссии. —емь€ в исламе. Ќравственные основы семьи в исламе. Ќравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. «абота о здоровье в культуре ислама. ÷енность образовани€ и польза учени€ в исламе. ѕраздники исламских народов –оссии: их происхождение и особенности проведени€. »скусство ислама.

Ћюбовь и уважение к ќтечеству. ѕатриотизм многонационального и многоконфессионального народа –оссии.

”чебный модуль «ќсновы буддийской культуры»

–осси€ – наша –одина.

¬едение в буддийскую духовную традицию.  ультура и религи€. Ѕудда и его ”чение. Ѕуддийский св€щенный канон. Ѕуддийска€ картина мира. ƒобро и зло. Ќенасилие и доброта. Ћюбовь к человеку и ценность жизни. ћилосердие и сострадание. ќтношение к природе. Ѕуддийские св€тые. Ѕудды. —емь€ в буддийской культуре и ее ценности. Ѕуддизм в –оссии. ќсновы буддийского ”чени€ и этики. „еловек в буддийской картине мира. Ѕуддийские символы. Ѕуддийский храм. Ѕуддийские св€тыни. Ѕуддийский календарь. ѕраздники в буддийской культуре. »скусство в буддийской культуре. —в€щенные буддийские сооружени€. Ѕуддийские ритуалы.

Ћюбовь и уважение к ќтечеству. ѕатриотизм многонационального и многоконфессионального народа –оссии.

”чебный модуль «ќсновы иудейской культуры»

–осси€ – наша –одина.

¬ведение в иудейскую духовную традицию.  ультура и религи€. “ора – главна€ книга иудаизма. —ущность “оры. ««олотое правило √илел€». ѕисьменна€ и ”стна€ “ора.  лассические тексты иудаизма. ѕатриархи еврейского народа. ≈вреи в ≈гипте: от …осефа до ћоше. »сход из ≈гипта. ѕолучение “оры на горе —инай. ѕророки и праведники в иудейской культуре. ’рам в жизни иудеев. Ќазначение синагоги и ее устройство. —уббота (Ўабат) в иудейской традиции. —убботний ритуал. ћолитвы и благословени€ в иудаизме. ƒобро и зло. »удаизм в –оссии. ќсновные принципы иудаизма. ћилосердие, забота о слабых, взаимопомощь. “радиции иудаизма в повседневной жизни евреев. —овершеннолетие в иудаизме. ќтветственное прин€тие заповедей. ≈врейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией. «накомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. ≈врейские праздники: их истори€ и традиции. ÷енности семейной жизни в иудейской традиции. ѕраматери еврейского народа.

Ћюбовь и уважение к ќтечеству. ѕатриотизм многонационального и многоконфессионального народа –оссии.

”чебный модуль «ќсновы мировых религиозных культур»

–осси€ – наша –одина.

 ультура и религи€. ¬озникновение религий. ƒревнейшие веровани€. –елигии мира и их основатели. —в€щенные книги религий мира: ¬еды, јвеста, “рипитака, “ора, Ѕибли€,  оран. ’ранители предани€ в религи€х мира. „еловек в религиозных традици€х мира. —в€щенные сооружени€. »скусство в религиозной культуре. ƒобро и зло. ¬озникновение зла в мире. ѕон€тие греха, раска€ни€ и возда€ни€. –ай и ад. –елигии –оссии. –елиги€ и мораль. Ќравственные заповеди в религи€х мира. –елигиозные ритуалы. ќбычаи и обр€ды. –елигиозные ритуалы в искусстве.  алендари религий мира. ѕраздники в религи€х мира. —емь€, семейные ценности. ƒолг, свобода, ответственность, учение и труд. ћилосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Ћюбовь и уважение к ќтечеству. ѕатриотизм многонационального имногоконфессионального народа –оссии.

”чебный модуль «ќсновы светской этики»

–осси€ – наша –одина.

 ультура и мораль. Ётика и ее значение в жизни человека. –од и семь€ – исток нравственных отношений в истории человечества. ÷енность родства и семейные ценности. —емейные праздники как одна из форм исторической пам€ти. ќбразцы нравственности в культурах разных народов. Ќравственный образец богатыр€. ƒвор€нский кодекс чести. ƒжентльмен и леди. 
√осударство и мораль гражданина. ќбразцы нравственности в культуре
ќтечества. ћораль защитника ќтечества. ѕор€дочность. »нтеллигентность. “рудова€ мораль. Ќравственные традиции предпринимательства. „то значит «быть нравственным» в наше врем€? ƒобро и зло. ƒолг и совесть. „есть и достоинство. —мысл жизни и счастье. ¬ысшие нравственные ценности. »деалы. ѕринципы морали. ћетодика создани€ морального кодекса в школе. Ќормы морали. Ётикет. Ётикетна€ сторона костюма. Ўкольна€ форма – за и против. ќбразование как нравственна€ норма. „еловек – то, что он из себ€ сделал. ћетоды нравственного самосовершенствовани€.

Ћюбовь и уважение к ќтечеству. ѕатриотизм многонационального и многоконфессионального народа –оссии.

image8

image9

Ћюбовь и уважение к ќтечеству. ѕатриотизм многонационального и многоконфессионального народа –оссии.ƒополнительные материалы размещены на специализированном порталеwww.orkce.ru.  

 

 
ƒанный сайт использует Ђcookieї и сторонние интернет-сервисы дл€ сбора информации технического характера и статистической информации. Ok