I. Теоретическая база опыта
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. и другие.
II. Актуальность
Обоснование современных образовательных и воспитательных задач, поиск и определение новой модели преподавания требуют внедрения технологии развития критического мышления в повседневную школьную практику.
III. ЦЕЛЬ:
Определить понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся; овладеть приемами и техниками для развития критического мышления школьников.
ЗАДАЧИ:
1. Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.
2. Рассмотреть различные подходы к формированию критического мышления учителя и учеников.
3. Обосновать необходимость развития критического мышления для учителей и для учеников.
4. Научить различным приемам развития критического мышления, которые можно использовать на различных этапах урока.
Ожидаемый результат:
Знания учителей о различных приемах и техниках развития критического мышления; умение применять их на различных этапах урока.
IV. Система работы с применением элементов технологии РКМЧП способствует развитию критического мышления школьников.
При моделировании такой системы обучения:
§ организованы субъект-субъектные отношения учителя и учащихся, основанные на принципах равноправного партнерства, диалога;
§ реализуются возможности групповой и парной работы учащихся; возможности рефлексии;
§ используются приёмы деятельности, способствующие активной и осмысленной познавательной позиции учеников.
Результатом является высокий уровень развития самостоятельного мышления, ярко выраженная мотивация саморазвития, самосовершенствования, достижения на конференциях и олимпиадах, высокий показатель качества знаний.
Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. (Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.)
Особенности технологии РКМ
Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
§ Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
§ Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
§ Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Учитель МКОУ Тазовская школа-интернат среднего общего образования, Э.А. Полудницына
Скачать документ (.pdf 606 kb)