Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Главная»Учителям»Сетевые педагогические сообщества МКОУ ТШИ»Сетевое педагогическое сообщество учителей русского языка и литературы»Использование технологии развития критического мышления при подготовке к написанию сочинения

Использование технологии развития критического мышления при подготовке к написанию сочинения

I. Теоретическая база опыта

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. и другие. 

II. Актуальность

Обоснование современных образовательных и воспитательных задач, поиск и определение новой модели преподавания требуют внедрения технологии развития критического мышления в повседневную школьную практику.

III. ЦЕЛЬ:

Определить понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся; овладеть приемами и техниками для развития критического мышления школьников.

ЗАДАЧИ:

1. Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.

2. Рассмотреть различные подходы к  формированию критического мышления учителя и учеников.

3. Обосновать необходимость развития критического мышления для учителей и для учеников.

4. Научить различным приемам  развития критического мышления, которые можно использовать на различных этапах урока.

Ожидаемый результат: 

Знания учителей о различных приемах и техниках развития критического мышления;  умение  применять их на различных этапах урока.

IV. Система работы с применением элементов технологии РКМЧП способствует развитию критического мышления школьников.

При моделировании такой системы обучения:

§  организованы субъект-субъектные отношения учителя и учащихся, основанные на принципах равноправного партнерства, диалога;

§  реализуются возможности групповой и парной работы учащихся; возможности рефлексии;

§  используются приёмы деятельности, способствующие активной  и осмысленной познавательной позиции учеников.      

Результатом является высокий уровень развития самостоятельного мышления, ярко выраженная мотивация саморазвития, самосовершенствования, достижения на конференциях и олимпиадах, высокий показатель качества знаний.

Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. (Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.)

 Особенности технологии РКМ

Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

§  Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

§  Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

§  Умение мыслить критически - это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

 Учитель МКОУ Тазовская школа-интернат среднего общего образования, Э.А. Полудницына

Скачать документ (.pdf 606 kb)

 
Данный сайт использует «cookie» и сторонние интернет-сервисы для сбора информации технического характера и статистической информации. Ok