МУ «Центральная библиотека МОГО «Ухта» Справочно-библиографический отдел
Одарённые дети в образовательном процессе
Аннотированный библиографический
указатель
Ухта, 2013 г.
Одарённые дети в образовательном процессе: аннотированный библиографический указатель / МУ «Центральная библиотека МОГО «Ухта»; сост. И.Г. Кудинова. - Ухта, 2013. - 36 с.
Библиографический указатель «Одаренные дети в образовательном процессе» предназначен для преподавателей и психологов общеобразовательных школ. Цель указателя информировать педагогов о научной, научно–популярной, и методической литературе по проблемам теории и практики работы с одаренными детьми.
Указатель отражает книги и статьи из российских периодических изданий. Весь материал тематически сгруппирован в 5 глав. Первая глава отражает
документы по общим вопросам государственной политики по отношению к одаренным детям в России и за рубежом. Во второй главе представлены книги и статьи теоретического характера, исследующие понятие и природу одаренности. Третья и четвертая главы имеют интерес для школьных психологов и посвящены особенностям личности и способам диагностики одаренных детей. Вопросы обучения и педагогического сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях отражены в 5, наиболее объемной главе указателя. Внутри глав документы расположены в алфавите авторов или заглавий документов. Все документы проаннотированы.
Особенностью данного указателя является то, что текст любой представленной в указателе книги или статьи доступен для ознакомления всем заинтересованным лицам.
Документы, имеющиеся в фонде ухтинских библиотек, помеченные отметкой «Ухтинская Центральная библиотека» выдаются всем читателям Центральнойбиблиотеки. Документы, отсутствующие в фондах ухтинских библиотек, возможно получить из библиотек России в виде печатной копии через электронную доставку документа в течение трех рабочих дней (услуга платная). Такие статьи обозначены пометкой «Электронная доставка документов».
Отбор материала закончен 14.02.2013.
СОДЕРЖАНИЕ
к одаренным детям........................................................................ 2
II. Понятие и природа одаренности.................................................... 5
III. Личностные, социальные и психологические особености
одаренного ребенка....................................................................... 9
IV. Диагностика одаренности............................................................ 14
V. Одаренные дети в образовательном процессе.......................... 17
1
К ОДАРЕННЫМ ДЕТЯМ
// Коммерсантъ ДЕНЬГИ. – 2012. – № 14 [871]. – С. 14: 1 фото. Аннотация: Одним из заметных результатов школьной реформы должна стать, по сути, ликвидация школ для одаренных детей. (Электронная доставка документов)
Внешкольник. – 2006. – № 12. – С. 9–10. Аннотация: Об итогах встречи в Федеральном агентстве по образованию со стипендиатами подпрограммы "Одаренные дети". (Электронная доставка документов)
техника, творчество. – 2012. – № 6 (76). – С. 5–6: фот. Аннотация: На Всероссийской научно–практической конференции "Эффективные модели выявления и поддержки молодых талантов" обсуждались вопросы развития одаренности и сопровождения одаренных детей в образовательном пространстве. (Электронная доставка документов)
2011. – № 4. – С. 74–79: Библиогр.: с. 79 (6 назв.). Аннотация: Обзор особенностей государственной политики стран азиатского региона в области обучения одаренных детей. (Электронная доставка документов)
– С. 270–273: Библиогр.: c. 273 (2 назв.). Аннотация: Потенциал Республики Мордовия для реализации основного направления приоритетного национального проекта "Образование" – государственной поддержки способной и талантливой молодежи. (Электронная доставка документов)
С. 3. Аннотация: На Коллегии Минобрнауки России состоялось обсуждение вопроса интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему. (Электронная доставка документов)
Аннотация: Задействованные органы власти, их роль и деятельность в рамках программы развития системы государственной поддержки талантливой и инициативной молодежи на период до 2020 года. (Электронная доставка документов)
8. Кузнецова, Г. Д. Нормативно–правовые основы технологий работы с талантливой молодежью /Г.Д.Кузнецова//Наша молодежь. –2012.–№1.–С. 38–39: 1 фот. Аннотация: Публикация конспекта лекций Г. Д. Кузнецовой и
2
К. Н. Шадрова "Технология работы с талантливой молодежью" (МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010). (Электронная доставка документов)
№ 5. – С. 34–35. Аннотация: Публикация конспекта лекций Г. Д. Кузнецовой и К. Н. Шадрова "Технология работы с талантливой молодежью" (МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010).
– С. 32–33. Аннотация: Публикация | конспекта лекций Г. Д. | Кузнецовой и |
К. Н. Шадрова "Технология работы с | талантливой молодежью" | (МГГУ им. М. |
А. Шолохова, 2010). (Электронная доставка документов) |
|
12. Марголис, А. А. Государственная политика в сфере образования одаренных учащихся /А.А.Марголис//Психологическая наука и образование. –2011. – № 4. – С. 5–14: Библиогр.: с. 13 (8 назв.). Аннотация: Анализируются зарубежные модели образовательной политики в отношении одаренных учащихся, рассматривается вариант построения образовательной политики. (Электронная доставка документов)
2012. – № 1. – С. 57–62. Аннотация: Программа форума "Одаренные дети". (Электронная доставка документов)
– № 2 (54): Март. – С. 80–82: 1 фот. Аннотация: О поиске и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи в России.
2012. – № 2. – С. 6–8. Аннотация: Обсуждение проекта концепции общенациональной системы выявления молодых талантов, разработанного Минобрнауки по поручению Дмитрия Медведева, который был представлен для обсуждения в Общественной палате РФ. (Электронная доставка документов)
3
программы "Одаренные дети" на 2011–2013 годы //Администраторобразования. – 2012. – № 22. – С. 72–75. Аннотация: Представлено положение, регламентирующее деятельность работы городских образовательных центров по работе с одаренными детьми. (Электронная доставка документов)
2012. – № 5. – С. 12. Аннотация: Проблема поиска и поддержки талантливых детей: критика "концепции интеграции", разработанной Министерством образования РФ; оценка проекта группы академиков и практиков сферы образования. (Электронная доставка документов)
(Перевод доклада) // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 4. – С. 19–
государственная политика США /И.Б.Рогожкина//Психологическая наука иобразование. – 2011. – № 4. – С. 15–18: Библиогр.: с. 18 (6 назв.). Аннотация: Прослеживается история развития и становления системы работы с одаренными детьми в Соединенных Штатах Америки. Описывается современное состояние этой системы, проанализированы ее достоинства и недостатки. (Электронная доставка документов)
// Психологическая наука и образование. – 2011. – № 4. – С. 63–73. Аннотация: Подходы к выявлению и обучению одаренных и способных школьников в государствах Западной и Восточной Европы и их историческое развитие во второй половине XX века. (Электронная доставка документов)
4
II. ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА ОДАРЕННОСТИ
Книги:
1998 . – 480 с. – (Для пап и мам). Аннотация: Пособие для родителей по интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста. (Ухтинская Центральная библиотека, ЧЗ)
Аннотация: Книга посвящена проблемам поиска и обучения одаренных детей. (библиотека-филиал № 6)
Academia, 2000 . – 320 с. Аннотация: Типы одаренности. Возрастные и личностные особенности одаренности. (Ухтинская Центральная библиотека, ЧЗ)
Педагогика: учеб. пособие / Б. Т. Лихачев. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 1998. – С. 63–72. (Ухтинская Центральная библиотека, Аб)
Статьи:
Аннотация: Общество и дети. Девять из десяти вундеркиндов вырастают в обыкновенных людей. Судьба остальных драматична. (Ухтинская Центральная библиотека)
Ю. Д. Бабаева // Вестник МГУ Психология. – 2008. – № 2 апр. – С. 154–169. Аннотация: Изучение природы одаренности. (Ухтинская Центральная библиотека)
34. Богоявленская, Д. Б. Одаренность: ответ через полтора столетия /
Д. Б. Богоявленская // Вестник МГУ Психология. – 2010. – № 3. – С. 3–18. Аннотация: Научно обоснованное раскрытие понятия "одаренность". Исторический
анализ проблемы, | структура одаренности, | единица | анализа одаренности. |
(Ухтинская Центральная библиотека) |
|
| |
35. Виноградов, | Е. С. Географическая | широта | и одаренность / |
Е. С. Виноградов // Вопросы психологии. – 2008. – № 6(дек.). – С. 138–150: графики. Аннотация: Установлена закономерность изменения рождаемости одаренных людей в зависимости от широты Земли. Показано соответствие этой закономерности широтному ходу параметров природной среды, влияющих на естественную радиостимуляцию умственных задатков человека. (Ухтинская Центральная библиотека)
36. Виноградов, Е. С. Таланты и китайский календарь /Е.С.Виноградов//
Вопросы психологии. – 2011. – № 6. – С. 141–151. Аннотация: Установлена
5
закономерность изменения рождаемости одаренных людей в 60–летнем периоде китайского календаря. Показана синфазность этих изменений с изменениями солнечной активности. В качестве причины явления предполагается солнечно– космическая радиостимуляция психических задатков человека. (Ухтинская Центральная библиотека)
«интеллектуального диапазона» /В.Н.Дружинин//Психологический журнал. –1998. – Т. 19. – № 2. – С. 61–70. Аннотация: О связи уровня общего интеллекта с успешностью учебной, профессиональной деятельности и творчества. (Ухтинская Центральная библиотека)
Выготского /О.М.Дьяченко//Вопросы психологии. –1996.–№5.–С. 98–109.(Ухтинская Центральная библиотека)
1991. – № 11. – С. 40. Аннотация: Исследования детской одаренности.
В. Н. Клепиков // Педагогика. – 2009. – № 10. – С. 59–62. Аннотация: Анализируются особенности развития детей с нестандартным математическим мышлением. (Ухтинская Центральная библиотека)
Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2 тт. Т. 2 . – М.: Педагогика, 1982 . – С. 5–33. Аннотация: Речь произнесенная в 1650 г. (Ухтинская Центральная библиотека, ЧЗ)
– 1990. – № 3. – С. 33–35. Аннотация: О детской одаренности. (Ухтинская Центральная библиотека)
1990. – № 9. – С. 31–33. Аннотация: Заметки психолога. (Ухтинская Центральная библиотека)
– № 12. – С. 27–28. Аннотация: О детской одаренности. (Ухтинская Центральная библиотека)
Человек . – 2008. – № 1. – С. 5–9 . Аннотация: Теория Г.В. Сегалина, ученого, доктора–психиатра, работавшего в 20–х г.г. ХХ в. Свердловске и занимавшегося
6
проблемой гениальности. Гениальность как аномалия, её источники. (Ухтинская Центральная библиотека)
49. Ольховская, Е. Ю. Общая характеристика роли влияния природных и социально–культурных факторов на развитие одаренного ребенка /
Е. Ю. Ольховская // Гуманитарный вектор. – 2012. – № 1 (29). – С. 57–61: Библиогр.: с. 61 (6 назв.). Аннотация: Статья посвящена проблеме детской одаренности как целостного явления. Автор рассматривает одаренность детей как общее родовое понятие, охарактеризованное с позиций раскрытия своеобразия развития каждого одаренного ребенка, раскрывает психофизиологические и социально–культурные основы развития одаренности, обосновывает различные подходы к пониманию сущности одаренности. (Электронная доставка документов)
50. Панфилова, Л. В. Сочетание одаренности с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД): дети с "двойной исключительностью"/
Л. В. Панфилова // Одаренный ребенок. – 2012. – № 2 (март–апрель). – С. 34–39: Библиогр.: с. 39 (3 назв.). Аннотация: Рассматриваются характерные черты детей с "двойной исключительностью", особенности процесса их воспитания и развития, правила взаимодействия с ними. Приводятся понятия одаренности, минимальных мозговых дисфункций и особенности их сочетания на примере известных людей. (Электронная доставка документов)
51. Пасечник, Л. Одаренность: эволюция понятия и диагностика /
Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 4. – С. 61–73. Аннотация: Понятие "одаренность", его эволюционное развитие. Сравнительная характеристика понятий "одаренные дети" и "талантливые дети". Некоторые концепции зарубежных и отечественных ученых. Понятие "диагностика одаренности". Методы выявления одаренных и талантливых детей в ДОУ. (Ухтинская Центральная библиотека)
52. Поддьяков, А. Ты гений или просто умный? / А. Поддьяков // Знание – сила. – 2002. – № 9. – С. 78–81. Аннотация: У интеллекта и творческих способностей разная природа. (Ухтинская Центральная библиотека)
53. Попова, Л. В. Что такое одаренность: современные подходы /
Л. В. Попова // Школа здоровья. – 1995. – № 1. – С. 5–17. Аннотация: Определение шести видов одаренности; стили умственной деятельности; креативность. (Ухтинская Центральная библиотека)
54. Савенков, А. И. Прогнозирование развития детской одаренности /
А. И. Савенков // Одаренный ребенок. – 2012. – № 3 (май–июнь). – С. 26–42. Аннотация: Рассказывается о развитии одаренности, влиянии на нее наследственности. Выделяются явная и скрытая одаренность. Рассматриваются факторы прогнозирования одаренности: влияние среды, числа детей в семье и др. (Электронная доставка документов)
Центральная библиотека)
7
2008. – № 8. – С. 48–49. Аннотация: Гипотезы феномена вундеркиндов и примеры чудо детей в разных областях знаний. (Ухтинская Центральная библиотека)
Человек. – 2001. – № 3. – С. 36–50. Аннотация: О проблеме гениальности. (Ухтинская Центральная библиотека)
"интеллектуальную одаренность" / М.А.Степанова//Вопросы психологии. –2003. – № 6. – С. 106–111. Аннотация: Анализ трудов известных российских психологов А. Р. Лурия и Л.С. Выготского. (Ухтинская Центральная библиотека)
журнал. – 2011. – С. 69–78: Библиогр.: с. 77 (18 назв.). Аннотация: Рассматривается эффект инверсии развития интеллектуальной одаренности. Выделяются формы детской одаренности и типы интеллектуально одаренных детей, варианты перехода от детской одаренности к одаренности взрослого. Предлагается новое понимание природы интеллектуальной одаренности как постепенно развивающейся компетентности, выступающей в качестве основы эффективной деятельности. (Электронная доставка документов)
1998. – № 6. – С. 8–9. Аннотация: О математических успехах мальчиков и девочек. Исследования психологов. (Ухтинская Центральная библиотека)
// Педагогическая генетика: научно–техническая революция и биосоциальные проблемы формирования и развития личности. Родословная альтруизма: этика с позиций эволюционной генетики человека / В. П. Эфроимсон; ред. Л. И. Корочкин. – М.: Тайдекс Ко, 2003. – С. 73–126. Аннотация: Гениальность как социобиологический феномен. Раннее проявление одаренности и гениальности. Наследственные механизмы одаренности. Развитие одаренности. (Ухтинская Центральная библиотека, ЧЗ)
1995. – № 9. – С. 16–18. Аннотация: О детях со скрытой одаренностью. (Ухтинская Центральная библиотека)
8
II. ЛИЧНОСТНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕНОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Книги:
67. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности:
монография / Е. П. Ильин. – СПб: ПИТЕР, 2009. – 444 с.: ил. – (Мастера психологии). Аннотация: Теория одаренности. Психологические особенности креативности. Тесты. (Ухтинская Центральная библиотека, ЧЗ, Аб, Фил.2, Фил.15,
Фил.18)
Статьи:
Школьный психолог – Первое сентября. – 2005. – № 1. – С. 31–33. Аннотация: Проблемы одаренных детей, вызванные нарушениями функциональной организации психических процессов. (Ухтинская Центральная библиотека)
Ю. В. Василькова, Т.А. Василькова // Социальная педагогика: курс лекций / Ю. В. Василькова, Т.А. Василькова. – 7–е изд. стереотип. – М.: Академия, 2008. – С. 380–389. Аннотация: Что такое одаренный ребенок. Талантливый ребенок в семье. Работа социального педагога с одаренными детьми. (Ухтинская Центральная библиотека, ЧЗ, Фил.2, Фил.6)
интеллектуальных и мотивационных особенностей генотип–средовыми
9
влияниями. Для этого наиболее эффективным автор статьи считает использование методов психогенетики и, в частности, близнецового метода. (Электронная доставка документов)
А. В. Губенко // Психология и школа. – 2011. – № 4. – С. 106–122: рис.: Библиогр.: с. 121–122 (20 назв.). Аннотация: Механизмы творческого мышления, в частности такая важнейшая составляющая умственной одаренности, как способность сближать отдаленные понятия и образовывать на этой почве новые идеи (т. н. бисоциация идей). Предложена система методов активации творческого мышления на основе применения бисоциаций и рекомбинаций и свойств и функций предметов и явлений. (Электронная доставка документов)
– № 1. – С. 27–35: Библиогр.: с. 34–35 (7 назв.). Аннотация: В статье представлен инновационный подход к социально–педагогическому сопровождению социально– одаренного старшеклассника в процессе развития его субъектности. Выделены основные характеристики социальной одаренности. (Электронная доставка документов)
78. Денисенкова, Н. С. Квадратура общения одаренного ребенка /
Н. С. Денисенкова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – N 2. – С. 75–81: фот., 4 рис. Аннотация: О трудностях общения одаренных детей со сверстниками и способах их устранения. (Электронная доставка документов)
1998. – № 2. – С. 32–36. (Ухтинская Центральная библиотека)
Дошкольное воспитание. – 2009. – № 7. – С. 46–51. Аннотация: Пути устранения дискомфорта и их причины у одаренных детей педагогу следует искать совместно с родителями, так как одаренный ребенок в семье не всегда имеет психолого– педагогическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности. (Ухтинская Центральная библиотека).
81. Иванова, Е. А. Психологические особенности и психолого–
10
педагогическое сопровождение одаренных детей /Е.А.Иванова//Одаренныйребенок. – 2012. – № 4 (июль–август). – С. 18–22: Библиогр.: с. 22 (15 назв.). Аннотация: Проблема адаптации, стоящая перед одаренными детьми. С одаренностью ребенка в школе психолог встречается в двух ситуациях: благополучная одаренность и одаренность как проблема ребенка и окружающих его людей. (Электронная доставка документов)
82. Иванова, Е. М. Чувство юмора как маркер одаренности /Е.М.Иванова//
Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – С. 144–152: Библиогр.: с. 150–152. Аннотация: Представлен обзор отечественных и зарубежных исследований чувства юмора у одаренных людей. По данным ряда исследований, различные параметры чувства юмора коррелируют с креативностью и интеллектом. Делается вывод о том, что чувство юмора может служить маркером одаренности. (Электронная доставка документов)
83. Кириленко, И. Н. Роль семьи в воспитании одаренных детей /
И. Н. Кириленко // Одаренный ребенок. – 2011. – № 6. – С. 139–140. Аннотация: Автор статьи размышляет о проблемах воспитания одаренных детей в семье. (Электронная доставка документов)
Т. Климонтова // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 95–96. (Ухтинская Центральная библиотека)
Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / под. ред. В. И. Селиверствоа, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной . – М.: Владос, 2009 . – С. 296–314. Аннотация: Причины и проявления детской одаренности. Трудности воспитания одаренных детей. (Ухтинская Центральная библиотека, ЧЗ)
С. 39–42: Библиогр.: 42. Аннотация: Анализируется картина мира интеллектуально одаренных учащихся. Констатируются различия картины мира интеллектуально одаренных и нормативных учащихся. (Электронная доставка документов)
89. Лукаш, Е. Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и США /Е.Ю.Лукаш//Вопросы психологии. –2004.–
11
№ 4. – С. 22–30: граф. (Ухтинская Центральная библиотека)
90. Мардашова, Р. Развитие социальных качеств у одаренных детей /
Р. Мардашова // Беспризорник. – 2012. – № 2. – С. 10–12: табл. Аннотация: Одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. (Электронная доставка документов)
91. Мардашова, Р. Развитие социальных качеств у одаренных детей /
Р. Мардашова // Беспризорник. – 2012. – № 2. – С. 10–12: табл. Аннотация: Одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме обучения и развития одаренных детей. (Электронная доставка документов)
Л. В. Матвеева // Начальная школа. – 2003. – № 6. – С. 19–21. (Ухтинская Центральная библиотека)
Одаренный ребенок. – 2012. – № 4 (июль–август). – С. 14–17: Библиогр.: с. 17 (4 назв.). Аннотация: Авторы статьи дают определение типам, видам и категориям одаренных детей. (Электронная доставка документов)
– № 3 (43). – С. 175–180: Библиогр.: с. 179–180. Аннотация: Сущность социальной одаренности детей старшего подросткового возраста. Развитие проявлений социальной одаренности у детей старшего подросткового возраста зависит от социальной среды, а также индивидуально–психологических характеристик,
12
моральных приоритетов и духовных ценностей личности. (Электронная доставка документов)
Начальная школа плюс до и после. – 2009. – N 5. – С. 85–88: Библиогр.: с. 88 (16 назв.). Аннотация: Результаты сравнительного исследования когнитивного и личностного развития и учебной успешности интеллектуально одаренных семиклассников с разным соотношением вербальных и невербальных способностей. (Электронная доставка документов)
2004. – № 30. – С. 11–22. (Ухтинская Центральная библиотека)
Т.И. Черняева // Социс. – 2005. – № 6. – С. 85–94. Аннотация: Отношение общества к нетипичным детям (одаренность или функциональное ограничение). (Ухтинская Центральная библиотека)
роль социальной среды / Р. Р. Шаяхметова // Вестник Башкирского
университета. – 2012. – С. 1061–1065: ил.: Библиогр.: с. 1065 (13 назв.). Аннотация: Роль среды и генотипа в развитии одаренности. Основные механизмы социализации для решения социально–психологических и социальных проблем, влияющих на здоровье детей. Факторы, оказывающие воздействие на здоровье одаренных детей. (Электронная доставка документов)
104. Шишкина, И. А. Особенности восприятия другого человека интеллектуально одаренными подростками/И.А.Шишкина//Сибирскийпсихологический журнал. – 2012. – № 43. – С. 43–47: Библиогр.: 47. Аннотация: Специфика восприятия людей интеллектуально одаренной личностью в подростковом возрасте. Констатируются различия восприятия людей одаренными подростками и подростками со средним уровнем интеллекта. (Электронная доставка документов)
13
105. Щебланова, Е. А. Особенности когнитивного и мотивационно– личностного развития одаренных старшеклассников /Е.А.Щебланова//
Вопросы психологии. – 1999. – № 6. – С. 36–48. (Ухтинская Центральная библиотека)
IV. ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ
Книги:
Статьи:
110. Абашкина, Е. В. Психофизиологическое и социологическое
обследование одаренных школьников Волгоградской области на базе лагеря "Интеграл"/Е.В.Абашкина//Одаренный ребенок. –2011.–№6 (ноябрь–декабрь). – С. 61–63: Библиогр.: с. 63 (4 назв.). Аннотация: В ходе исследования психофизиологического и социального статуса одаренных подростков в лагере "Интеграл" Волгоградской области были выделены основные подтипы, имеющие особенности социальной адаптации к обучению в вузе, изучены проблемы социальной дезадаптации. (Электронная доставка документов)
111. Алексеева, Н. С. Исследование одаренности учащихся / Н. С. Алексеева //
Классный руководитель. – 2011. – № 1. – С. 96–101. Аннотация: Критерии оценки детской одаренности; инструкция по оценке уровня одаренности. (Ухтинская Центральная библиотека)
14
112. Белова, Е. С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е. П. Торренса /Е.С.Белова//Журнал практического психолога.
– 2007. – № 3. – С. 113–132.: Рисунки(Ухтинская Центральная библиотека)
Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – С. 66–74: Библиогр.: с. 73 (8 назв.). Аннотация: Представлены результаты эмпирического исследования, цель которого – выявление особенностей педагогической оценки одаренности. (Электронная доставка документов)
– № 2 (апрель) . – С. 23–33: табл. (Ухтинская Центральная библиотека)
В. Н. Дружинин // Школа здоровья. – 1995. – № 4. – С. 101–107. (Ухтинская Центральная библиотека)
// Человек. – 1996. – № 6. – С. 59–66. Аннотация: Что такое коэффициент IQ, как с его помощью измеряется интеллект – по материалам книги американских ученых Р. Дж. Херрнстейна и И. Мюррея «Колоколообразная кривая». (Ухтинская Центральная библиотека)
основа определения индивидуальной образовательной траектории /
Е. А. Задорожная // Одаренный ребенок. – 2011. – № 6 (ноябрь–декабрь). – С. 83– 85: Библиогр.: с. 85 (5 назв.). Аннотация: Освещается методическая база по исследованию проблемы развития и диагностики математических способностей одаренных детей. (Электронная доставка документов)
Л. Н. Зверева // Внешкольник. – 2011. – № 6. – С. 36–38. Аннотация: Поиск, выявление одаренных детей, развитие их способностей. (Электронная доставка документов)
С. Леднева // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – с. 50–54. Аннотация: Комплект методик, дающих возможность педагогу самостоятельно выявить и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников. (Ухтинская Центральная библиотека)
15
122. Миркин, Б. М. Вклад педагогической генетики в развитие системы современного школьного образования /Б.М.Миркин//Биология в школе. –
2012. – № 7. – С. 73–75. Аннотация: Проблемы выявления и оценки одаренности детей, их отбора и развития, пути коренного улучшения воспитания и образования. (Электронная доставка документов)
2011. – № 10. – С. 60–63. Аннотация: В каждой науке есть своя химера: в физике – вечный двигатель, в химии – философский камень, в биологии – эликсир молодости. В психологии – это показатель интеллекта IQ. (Ухтинская Центральная библиотека)
125. Панов, В. И. Одаренные дети: выявление, обучение – развитие /
В. И. Панов // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 30–44. (Ухтинская Центральная библиотека)
М. Пазова // Новые технологии. – 2007. – Вып. 3. – С. 34–40: 1 рис.: Библиогр.: с. 40 (4 назв.). Аннотация: Диагностика одаренных детей, сложный, многоаспектный и продолжительный процесс. (Электронная доставка документов)
Одаренный ребенок. – 2012. – № 4 (июль–август). – С. 23–27. Аннотация: Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Принципы выявления одаренных детей с помощью разнообразных методов, тестов учебных способностей и экспериментально– психологических исследований. (Электронная доставка документов)
16
V. ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Книги:
131. Гильбух, Ю. З. Внимание: одаренные дети/ Ю. З. Гильбух . – М.: Знание,
1991. – 80 с. Анотация: Книга посвящена проблемам поиска и обучения одаренных детей. (6 филиал)
Статьи:
Одаренный ребенок. – 2011. – № 6 (ноябрь–декабрь). – С. 46–50. Аннотация: Исследования, проводимые психологами Южного федерального университета и специалистами Центра "Дар", показали, что традиционная система обучения является неблагоприятным фактором для развития всех изученных групп одаренных подростков, за исключением "академически успешных". Автор выделяет наиболее распространенные причины дезадаптации одаренных подростков в процессе обучения. (Электронная доставка документов)
ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2010. – № 3. – С. 24–29. Аннотация: Организация и подготовка школьников к олимпиадам. Выявление одаренных детей. Программа подготовки кадров для проведения олимпиад. (Ухтинская Центральная библиотека)
С. 25–30: 4 табл. Аннотация: Целями проведения всероссийской олимпиады школьников является выявление, поддержка и развитие интеллектуально одаренных учащихся. Результаты могут быть инструментом для создания эффективной системы управления этим процессом. Успех выступления на олимпиадах напрямую зависит от того, насколько вовлечены учащиеся, педагоги, представители различных управленческих структур в интеллектуальный соревновательный процесс в регионах, муниципалитетах, отдельных школах. (Электронная доставка документов)
17
условий для оптимального развития одаренных детей – одно из главных направлений работы учреждений дополнительного образования. Одной из наиболее удачных технологий, позволяющих осуществить реализацию инноваций в работе с одаренными детьми в области изобразительного искусства, является артпедагогика. (Электронная доставка документов)
137. Амосова, И. В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории /И.В.Амосова//ПИШ. –2007.–№9.–С. 51–53.Аннотация:Системаподготовки учащихся к олимпиаде по истории. (Ухтинская Центральная библиотека)
138. Анищенко, Н. В. Комплексное взаимодействие искусств как педагогическая проблема в развитии одаренных обучающихся /
Н. В. Анищенко // Одаренный ребенок. – 2011. – № 6 (ноябрь–декабрь). – С. 64–74: Библиогр.: с. 74 (7 назв.). Аннотация: О художественном и эстетическом воспитании одаренных детей и юношества. Опыт одного из старейших учебных заведений Украины – Киево–Могилянской академии. (Электронная доставка документов)
№ 3. – С. 42–45: табл. Аннотация: Примеры конструирования содержания образовательного проекта в начальной школе. (Ухтинская Центральная библиотека)
18
в работе с одаренными детьми /И.А.Бирюкова//Сибирский учитель. –2012.–№ 3. – С. 71–74: 1 табл.: Библиогр.: с. 74 (4 назв.). Аннотация: Особенности работы с одаренными детьми. Необходимость моделирования ситуаций повышенной трудности. Стадии микрокризиса. Рекомендации учителю по работе со способными и мотивированными детьми. (Электронная доставка документов)
145. Бобылева, Л. Ф. Комплекс мер психолого–педагогического
сопровождения как условие развития познавательных способностей одаренных детей/Л.Ф.Бобылева//Одаренный ребенок. –2012.–№3 (май–июнь). – С. 43–70: табл.: Библиогр.: с. 59 (11 назв.). Аннотация: Описывается проект, обеспечивающий наблюдение за личностным развитием одаренного ребенка в течение всего его пребывания в школе. Указывается значимость проекта, ресурсное обеспечение и планируемый результат. (Электронная доставка документов)
146. Богоявленская, М. Дар богов, или все дети талантливы /
М. Богоявленская // Школьный психолог – Первое сентября. – 2004. – № 42. – С. 12–13. Аннотация: Школьные проблемы одаренных детей. (Ухтинская Центральная библиотека)
Школьный психолог – Первое сентября. – 2005. – № 1. – С. 31–33. Аннотация: Школьные проблемы одаренных детей, вызванные нарушениями функциональной организации психических процессов. (Ухтинская Центральная библиотека)
№ 4. – С. 6–8. Аннотация: Анализ трудов известных российских психологов и педагогов: А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, В. Г. Леонтьева, О. К. Тихомирова. Связь между интеллектом и направленностью, интересами, склонностями, целями, потребностями, мотивами личности. (Ухтинская Центральная библиотека)
// Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2012. – № 7. – С. 54–67: Библиогр.: с. 66–67 (23 назв.). Аннотация: Деятельность классного руководителя в работе с одаренными учащимися 5–х классов заключается в умении выявить таких учащихся, определить их особенности с помощью психодиагностики и умело скоординировать весь процесс адаптации и социализации неординарного ребенка. (Электронная доставка документов)
Вестник Томского государственного университета. – 2011. – N 353 (декабрь). – С. 166–169: Библиогр.: с. 169 (8 назв.). Аннотация: Проблема развития личностного и интеллектуального потенциала одаренного ребенка. (Электронная
19
доставка документов)
152. Васина, О. С. Организация и проведение олимпиад школьного и муниципального уровней с помощью веб–технологий/О.С.Васина//
Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С. 61–63: фот.: Библиогр.: с. 63 (5 назв.). Аннотация: Рассмотрен опыт создания, внедрения и функционирования интернет–ресурса для проведения олимпиад школьного и муниципального уровней и работы с одаренными детьми. (Электронная доставка документов)
программа TalentSearch/А.В.Волков//Психологическая наука и образование. –2011. – № 4. – С. 39–45: Библиогр.: с. 45 (4 назв.). Аннотация: Анализ американской программы выявления и развития одаренных и способных школьников Talent Search, представляющей собой обширную сеть учебных центров. (Электронная доставка документов)
– № 4 (июль–август). – С. 86–91: рис., табл. Аннотация: Работа с одаренными детьми заняла одно из ведущих мест в системе образования Старооскольского городского округа. (Электронная доставка документов)
Одаренный ребенок. – 2011. – № 4 (июль–август). – С. 114–120: Библиогр.: с. 120. Аннотация: В статье представлена программа "Проектная технология как основной способ раскрытия творческого потенциала одаренных детей": ее задачи, принципы, основное содержание. (Электронная доставка документов)
– С. 108–118: Библиогр.: с. 118 (3 назв.). Аннотация: Опыт сотрудничества учреждений высшего и дополнительного образования по совместной подготовке интеллектуально одаренных детей. (Электронная доставка документов)
Л. Голдобина // Учитель. – 2012. – № 1. – С. 50–52: Библиогр.: с. 52 (4 назв.). Аннотация: Цель работы с одаренными детьми – обеспечить возможность творческой самореализации личности в рамках учебного процесса. Приведен
20
пример урока литературы в 11 классе по изучению М. Цветаевой и А. Блока. (Электронная доставка документов)
школе /Т.Н.Греник//Методист. –2012.–№3.–С. 53–55:Библиогр.:с. 55(2 назв.). Аннотация: Опыт работы с одаренными детьми. (Электронная доставка документов)
А. О. Грудзинский // Школа будущего. – 2012. – № 3. – С. 8–13: Библиогр.: с. 13 (4 назв.). Аннотация: Рассмотрены идейные основы и новые формы работы университета и школы с талантливой молодежью, направленные на более раннее вовлечение школьников в исследовательскую деятельность и в университетский образовательный процесс. (Электронная доставка документов)
Одаренный ребенок. – 2011. – № 4 (июль–август). – С. 29–44: табл.: Библиогр.: с. 43–44 (23 назв.). Аннотация: Представлена модель педагогической поддержки профессионального самоопределения одаренных старшеклассников. Показаны стратегии ее реализации социальным педагогом в воспитательном пространстве школы. (Электронная доставка документов)
Справочник классного руководителя. – 2012. – № 3 (март). – С. 52–58: табл. Аннотация: Система работы с одаренными детьми в классе: диагностика, помощь и контроль. Рекомендации родителям одаренных детей. (Электронная доставка документов)
ребенок. – 2012. – № 1 (январь–февраль). – С. 109–114: табл.: Библиогр.: с. 114
21
(9 назв.). Аннотация: Проблема выявления и поддержки одаренных детей. Опыт внедрения программы "Одаренные дети" в систему работы школы г. Таганрога. (Электронная доставка документов)
2012. – № 3. – С. 192–200: 7 рис.: Библиогр.: с. 200 (4 назв.). Аннотация: Рассмотрены: модели развития ведущих стран, принципы организации системы образования этих стран. Различия в интерпретациях понятия компетенция, приведены модели развития детей, одаренных в области математики. (Электронная доставка документов)
– № 1. – С. 91–99: Библиогр.: с. 99. Аннотация: Нормативно–диагностический кластер профессиональной компетентности педагогов. (Электронная доставка документов)
творчество. – 2012. – № 1 (71). – С. 51–53: фот. Аннотация: Летний лагерь дневного пребывания детей "Шаг в будущее" в г. Абакане организован для поддержки одаренных и талантливых детей. (Электронная доставка документов)
22
176. Зиновьева, Л. П. Комплексный подход в работе с одаренными детьми для повышения творческой активности личности /Л.П.Зиновьева//
Одаренный ребенок. – 2012. – № 4 (июль–август). – С. 100–107: табл.: Библиогр.: с. 107 (22 назв.). Аннотация: Определяются основные подходы к организации работы с одаренными детьми, заключающиеся в организации учебной, внеурочной деятельности и в совершенствовании предметно–пространственной среды через стратегическую направленность и оптимизацию системы управления их развитием. Описаны этапы работы с одаренными учащимися психолого– педагогической службы лицея № 3 г. Старый Оскол. (Электронная доставка документов)
177. Злобина, А. Т. Готовность учителя к работе с одаренными детьми /
А. Т. Злобина // Одаренный ребенок. – 2011. – № 6 (ноябрь–декабрь). – С. 141–143. Аннотация: Выявление, поддержка и развитие талантливых учащихся в значительной степени зависит от личностной, психологической и профессиональной готовности учителя. Проведенное автором статьи исследование подтверждает необходимость повышения профессиональной компетенции учителей. (Электронная доставка документов)
178. Иванова, Е. А. Психологические особенности и психолого– педагогическое сопровождение одаренных детей /Е.А.Иванова//Одаренныйребенок. – 2012. – № 4 (июль–август). – С. 18–22: Библиогр.: с. 22 (15 назв.). Аннотация: Проблемы адаптации одаренных детей. С одаренностью ребенка в школе психолог встречается в двух ситуациях: благополучная одаренность и одаренность как проблема ребенка и окружающих его людей. (Электронная доставка документов)
Аннотация: Опыт создания модели гимназии в Одинцовском муниципальном районе Московской области для работы с одаренными детьми в аспекте основных современных тенденций развития общего среднего образования. (Ухтинская Центральная библиотека)
182. Кащенко, В. П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников?(в сокращении) /В.П.Кащенко//Социальная педагогика:курслекций / Ю. В. Василькова, Т.А. Василькова. – 7–е изд. стереотип. – М.: Академия, 2008. – С. 385–389. Аннотация: Публикация статьи известного дефектолога начала XX века. (Ухтинская Центральная библиотека, ЧЗ, Фил.2, Фил.6)
183. Квиринг, О. В. Одаренные дети – будущее России / О. В. Квиринг //
Одаренный ребенок. – 2012. – № 4 (июль–август). – С. 38–41. Аннотация: Различные направления работы с одаренными детьми, опыт работы в
23
Большетроицкой СОШ Шебекинского района Белгородской области. (Электронная доставка документов)
Т. Климонтова // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 95–96. (Ухтинская Центральная библиотека)
– 2012. – № 2 (март–апрель). – С. 102–106. Аннотация: Вводится понятие "интерактивное обучение", рассматриваются его преимущества для учащихся и для учителей, методы и формы организации. (Электронная доставка документов)
187. Колесникова, М. С. Как я работаю с одаренными детьми /
М. С. Колесникова // Начальная школа. – 2009. – № 2. – С. 7–9. Аннотация: Из опыта работы учителя начальной школы. (Ухтинская Центральная библиотека)
ребенок. – 2011. – № 6 (ноябрь–декабрь). – С. 126–128. Аннотация: Система
24
психолого–педагогического сопровождения одаренных детей в условиях реализации программы "Одаренные дети" в гимназии № 46 г. Ростов–на–Дону. (Электронная доставка документов)
192. Косова, Ю. А. Дебаты как средство развития лидерских качеств в работе с одаренными детьми /Ю.А.Косова//Одаренный ребенок. –2012.–№4 (июль–август). – С. 136–138. Аннотация: Одной из удачных форм работы с одаренными детьми является применение на уроках истории и во внеурочное время дебатной технологии, где соединились "лидерство" и "одаренность". Опыт СОШ № 11 г. Белгорода. (Электронная доставка документов)
193. Краснова, Л. В. Проблема развития детской одаренности в практике учителя–предметника /Л.В.Краснова//Учительское обозрение. –2012.–№1.–С. 57–61: фото. Аннотация: Опыт работы с одаренными детьми в МОУ "СОШ N 8", "Образовательный центр" г. о. Новокуйбышевск, Самарской области на уроках географии по разработанной коллективом школы комплексной программе "Одаренные дети".(Электронная доставка документов)
/ А. В. Кулемзина // Педагогика. – 2003. – № 6. – С. 27–32. Аннотация: Сущность одаренности вообще и детской в частности. (Ухтинская Центральная библиотека)
школе. Деятельность математического кружка "Эрудит" в МБОУ "СОШ № 42" г. Белгорода. (Электронная доставка документов)
197. Курленко, Г. П. Проблема актуализации одаренных обучающихся /
Г. П. Курленко // Одаренный ребенок. – 2012. – № 2 (март–апрель). – С. 120–125. Аннотация: Приемы актуализации одаренности, используемые на уроках и электронных занятиях по русской словесности и во внеурочной деятельности. (Электронная доставка документов)
2011. – № 6 (ноябрь–декабрь). – С. 99–104: Библиогр.: с. 103–104 (7 назв.). Аннотация: Опираясь на зарубежные исследования по волонтерингу, авторы делают вывод, что данное направление деятельности может помочь социализации одаренных подростков. (Электронная доставка документов)
С. Леднева // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 50–54. Аннотация: Комплект методик, дающих возможность педагогу самостоятельно выявить и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей
25
воспитанников. (Ухтинская Центральная библиотека)
1990. – № 6. – С. 34–36. Аннотация: Проблемы воспитания и обучения одаренных школьников. Заметки психолога. (Ухтинская Центральная библиотека)
детьми на примере проекта "Летняя образовательная мастерская"/
А. А. Лопатин // Одаренный ребенок. – 2011. – № 6 (ноябрь–декабрь). – С. 123–125. Аннотация: Проект "Летняя образовательная мастерская" – результат творческого сотрудничества педагогов Центра по работе с одаренными детьми "Дар" и педагогического коллектива МОУ "Гимназия № 19" Первомайского района г. Ростов–на–Дону. Цели и задачи данного проекта. (Электронная доставка документов)
И. С. Лопатина // Одаренный ребенок. – 2012. – № 3 (май–июнь). – С. 122–128: Библиогр.: с. 128 (9 назв.). Аннотация: Факторы педагогической деятельности, влияющие на развитие способностей ученика. Требования, предъявляемые к учителю одаренных детей. (Электронная доставка документов)
(январь–февраль). – С. 115–119. Аннотация: Вовлечение в активную творческую деятельность в урочной и внеурочной деятельности, участие в научно– практических конференциях развивают универсальные способности личности ребенка и дают высокие результаты учебных достижений. Большую роль в осуществлении преемственности играет совместная деятельность школы и вузов. (Электронная доставка документов)
205. Ляшко, Л. Ю. Интеллектуально–творческий потенциал России /
Л. Ю. Ляшко // Одаренный ребенок. – 2012. – № 1 (январь–февраль). – С. 10–19: рис., фот. Аннотация: Деятельность общественной организации "Малая академия наук "Интеллект будущего" г. Обнинска. Система взаимно поддерживающих и развивающих конкурсов и проектов в рамках программы "Интеллектуально– творческий потенциал России".(Электронная доставка документов)
206. Ляшко, Л. Ю. Система выявления и поддержки одаренных детей в рамках программы "Интеллектуально–творческий потенциал России"/
Л. Ю. Ляшко // Исследовательская работа школьников. – 2012. – № 1. – С. 5–14: Библиогр.: с. 14 (11 назв.). Аннотация: Рассмотрена инновационная система работы с интеллектуально одаренными учащимися. Общероссийская Малая академия наук "Интеллект будущего" создала массовую модель выявления, развития и поддержки интеллектуально инициативных детей. (Электронная доставка документов)
207. Маланцева, | О. Обучение в США: | работа | с одарёнными | детьми / |
О. Маланцева // | Социальная педагогика. – | 2010. – | № 1 (фев.). – С. | 111–1114. |
Аннотация: Распорядок дня одаренного ребенка; способы модификации уроков. (Ухтинская Центральная библиотека)
208. Малыхина, Л. Региональные вундеркинды: модель поддержки /
Л. Малыхина // Директор школы. – 2012. – № 6. – С. 79–84: схемы: Библиогр. в
26
сносках. Аннотация: Опыт работы Центра дополнительного образования детей "Ладога" в Ленинградской области по работе с одаренными детьми. (Электронная доставка документов)
Одаренный ребенок. – 2012. – № 3 (май–июнь). – С. 110–121. Аннотация: О реализации программы "Одаренные дети" на примере Второй Санкт– петербургской гимназии. (Электронная доставка документов)
Народное образование. – 2012. – № 8. – С. 56–60. Аннотация: О создании и реализации совместной программы работы с одаренными детьми ведущих университетов и школ. (Электронная доставка документов)
региональным и всероссийским олимпиадам по русскому языку)/
Н. А. Морозова // Одаренный ребенок. – 2012. – № 2 (март–апрель). – С. 132–138. Аннотация: О проекте–тренинге "Юные дарования", помогающем дифференцировать подготовку школьников к олимпиадам с учетом их индивидуальных особенностей. Проект призван поддержать лучшие традиции классических предметных олимпиад, придать олимпиадному движению стимул, поддержать интерес школьников. (Электронная доставка документов)
216. Неделяева, А. В. Учебно–исследовательская деятельность и юные таланты /А.В.Неделяева//Педагогический журнал Башкортостана. –2012.–№ 1. – С. 115–117. Аннотация: Актуальные вопросы организации и проведения учебно–исследовательской работы в старших классах средней школы.
27
(Электронная доставка документов)
217. Нечитайлова, Е. В. Модернизация образования: работа с одаренными детьми /Е.В.Нечитайлова//Химия в школе. –2011.–№8.–С. 2–4:Библиогр.:с. 4 (5 назв.). Аннотация: Результаты обсуждения путей реализации важнейших изменений в системе образования. (Электронная доставка документов)
218. Низова, С. В. Одаренный ребенок в дополнительном образовании – путь от элементарного к элитарному /С.В.Низова//Одаренный ребенок. –
2012. – № 2 (март–апрель). – С. 77–83: Библиогр.: с. 83 (5 назв.). Аннотация: Роль дополнительного образования в развитии одаренных детей, принципы его организации. Технологии, используемые в системе дополнительного образования, формы работы, методологические ресурсы. (Электронная доставка документов)
– № 4. – С. 80–86: Библиогр.: с. 85 (12 назв.). Аннотация: Рассматривается новый метод работы с одаренными детьми в школах в Китае, основанный на принципе акцентированности внимания на учащихся и их потребностях. (Электронная доставка документов)
федеральному государственному образовательному стандарту /
Л. В. Осипова // Учитель в школе. – 2012. – № 1. – С. 18–21. Аннотация: В новом ФГОС обращено внимание на работу не только со слабыми, но и с одарёнными и способными детьми в начальной школе. (Электронная доставка документов)
Панов // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 30–44. (Ухтинская Центральная библиотека)
составляющие успеха /А.В.Павлов//Одаренный ребенок. –2012.–№2 (март–апрель). – С. 107–109. Аннотация: Рассматриваются необходимые условия для исследовательской деятельности школьников. (Электронная доставка документов)
Аннотация: Развитие интеллектуально одаренных детей в каникулярное время. (Электронная доставка документов)
А. Панфилов // Педагогика. – 2004. – № 2. – С. 99–101. (Ухтинская Центральная библиотека)
одаренности в центре дополнительного образования детей "Эврика"
г. Омска /О.С.Парц//Одаренный ребенок. –2011.–№4 (июль–август).–С.95–
28
99: Библиогр.: с. 99. Аннотация: Кратко представлены программы по всем направлениям работы центра дополнительного образования детей "Эврика" г. Омска. (Электронная доставка документов)
Начальная школа плюс до и после. – 2009. – N 5. – С. 85–88: Библиогр.: с. 88 (16 назв.). Аннотация: Результаты сравнительного исследования когнитивного и личностного развития и учебной успешности интеллектуально одаренных семиклассников с разным соотношением вербальных и невербальных способностей. (Электронная доставка документов)
"СОШ № 60" г. Ростова–на–Дону/В.В.Плотникова//Одаренный ребенок. –2011. – № 6 (ноябрь–декабрь). – С. 118–122. Аннотация: О реализации программы "Одаренные дети" МОУ "СОШ № 60" г. Ростов–на–Дону. (Электронная доставка документов)
образования. – 2012. – № 22. – С. 72–75. Аннотация: Представлено положение, регламентирующее деятельность работы городских образовательных центров по работе с одаренными детьми. (Электронная доставка документов)
232. Прохорова, О. А. Психолого–педагогические технологии здоровьесбережения в работе с одаренными учащимися /О.А.Прохорова//
Одаренный ребенок. – 2012. – № 4 (июль–август). – С. 28–32: Библиогр.: с. 32 (10 назв.). Аннотация: Описываются здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие наиболее комфортные условия каждому ученику, с учетом его индивидуальных особенностей. (Электронная доставка документов)
29
Библиогр.: С. 73–74(7 назв.). Аннотация: Особенности организации работы в общеобразовательном учреждении с одаренными и мотивированными детьми путем вовлечения в исследовательскую деятельность. (Электронная доставка документов)
235. Рубцова, Л. Н. Проблемный педагогический совет по теме: "Одаренность: миф или реальность?": (методическая разработка) /
Л. Н. Рубцова // Управление современной школой. Завуч. – 2012. – № 7. – С. 66–84: табл.: Библиогр.: с. 84 (12 назв.). Аннотация: Методическая разработка педагогического совета. (Электронная доставка документов)
Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2012. – № 8. – С. 61–70. Аннотация: Особенности и трудности развития и воспитания одаренных детей. Варианты форм организации лагерных смен для одаренных детей. (Электронная доставка документов)
N 5. – С. 94–96: рис. Аннотация: Опыт деятельности МОУ "СОШ N 20" г. Шахты Ростовской области. (Электронная доставка документов)
№ 5. – С. 25–28. (Электронная доставка документов)
ребенок. – 2011. – № 4 (июль–август). – С. 129–131. Аннотация: Представлен разработанный автором курс "Основы исследовательской деятельности".(Электронная доставка документов)
244. Семенов, П. П. План работы школы по реализации программы
30
"Одаренные дети в __/__ учебном году/П.П.Семенов//Управлениесовременной школой. Завуч. – 2012. – № 2. – С. 43–49: табл. Аннотация: Представлен план работы по выявлению одаренных детей по различным направлениям. (Электронная доставка документов)
245. Силаева, Т. А. Развитие личностных качеств лицеистов – эффективная
подготовка старшеклассников к олимпиадам по обществоведческим дисциплинам /Т.А.Силаева//Одаренный ребенок. –2012.–№4 (июль–август).
– С. 66–71: рис. Аннотация: Опыт работы педагогов МБОУ "Лицей № 3" г. Старый Оскол по выявлению перспективных лицеистов для участия в олимпиадах по обществоведческим дисциплинам. (Электронная доставка документов)
– № 3. – С. 189–191: Библиогр.: с. 191 (4 назв.). Аннотация: Рассматривается потенциальная и скрытая одаренность, основные пути выявления одаренности, проблемы взаимоотношения одаренных детей с коллективом учащихся и учителей. Раскрыты пять уровней интеллектуально одаренных детей. (Электронная доставка документов)
ребенок. – 2012. – № 2 (март–апрель). – С. 114–117. Аннотация: Формы библиотечной деятельности, которые могут быть использованы в работе с одаренными детьми – творческие игры, выпуск школьных газет, конкурсы. (Электронная доставка документов)
2012. – № 2 (март–апрель). – С. 66–76: Библиогр.: с. 75–76 (36 назв.). Аннотация: Компоненты профессиональной квалификации учителя для одаренных школьников. Авторская программа тематических курсов по теме "Специфика работы с детьми, имеющими признаки общей (умственной) одаренности".(Электронная доставка документов)
250. Соколинская, Г. К. Педагогическая поддержка одаренных детей /
Г. К. Соколинская // Одаренный ребенок. – 2012. – № 2 (март–апрель). – С. 29–33: Библиогр.: с. 33 (12 назв.). Аннотация: Понятие педагогической поддержки одаренных детей. Описываются "помогающие отношения" между учителем и учеником. Раскрывается механизм педагогической поддержки. (Электронная доставка документов)
251. Сополева, Н. Н. Учимся в академии / Н. Н. Сополева // Одаренный ребенок.
– 2012. – № 1 (январь–февраль). – С. 138–142. Аннотация: Организация научно– исследовательской деятельности в МБОУ "СОШ № 6" г. Новый Уренгой происходит в рамках научного творческого объединения учащихся и педагогов Школьной академии наук. С целью привлечения учащихся к научно–
31
исследовательской и поисковой деятельности в школе традиционно проводится общешкольное мероприятие "Праздник наук". Предлагается методическая разработка этого мероприятия. (Электронная доставка документов)
Н. П. Стасенко // Одаренный ребенок. – 2012. – № 1 (январь–февраль). – С. 73–76: Библиогр.: с. 76 (3 назв.). Аннотация: Опыт работы с одаренными и талантливыми детьми Ольховатской СОШ. (Электронная доставка документов)
// Одаренный ребенок. – 2011. – № 4 (июль–август). – С. 62–67: Библиогр.: с. 67. Аннотация: Анализ деятельности школьного научного общества "Искатели".(Электронная доставка документов)
диагностика, коррекция:дополнительная профессиональная образовательнаяпрограмма повышения квалификации педагогических и руководящих работников/ И. Токарь // Коррекционно–развивающее образование. – 2012. – № 2. – С. 36–47: Библиогр.: с. 41–43. Аннотация: Программа повышения уровня теоретической и практической подготовки педагогов начальной школы, позволяющего им оказывать профессиональную поддержку одаренным детям в системе начального общего образования. (Электронная доставка документов)
Учитель. – 2011. – № 5. – С. 19–22. Аннотация: О создании условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. (Электронная доставка документов)
детей по информационным технологиям на базе дистанционной школы /
С. А. Филиппов // Информатика и образование. – 2012. – № 7. – С. 87–89: рис.: Библиогр.: с. 89 (2 назв.). Аннотация: Модель дистанционного обучения одаренных детей в рамках инженерно–технологического направления, основанная на расширении общеобразовательных программ старшей школы за счет занятий во второй половине дня на базе школьного блока дополнительного образования с использованием современных информационных технологий и организации единого сетевого пространства. (Электронная доставка документов)
259. Филоненко, А. А. Модель интеллектуального клуба старшеклассников /
А. А. Филоненко // Одаренный ребенок. – 2011. – № 6 (ноябрь–декабрь). – С. 112– 117: табл.: Библиогр.: с. 117 (4 назв.). Аннотация: Система психолого–
32
педагогического сопровождения включает партнерское взаимодействие не только между учителем и учеником, но и между учащимися. Центром по работе с одаренными детьми "Дар" предпринята попытка создания модели сопровождения интеллектуально одаренных подростков в муниципальном образовательном пространстве в рамках проекта "Городской интеллектуальный клуб старшеклассников "Что? Где? Когда? ".(Электронная доставка документов)
// Психологическая наука и образование. – 2011. – № 4. – С. 63–73. Аннотация: Подходы к выявлению и обучению одаренных и способных школьников в государствах Западной и Восточной Европы и их историческое развитие во второй половине XX века. (Электронная доставка документов)
журнал. – 2011. – С. 69–78: Библиогр.: с. 77 (18 назв.). Аннотация: Эффект инверсии развития интеллектуальной одаренности. Формы детской одаренности и типы интеллектуально одаренных детей. Практические проблемы образования одаренных детей. (Электронная доставка документов)
262. Цветочникова, Т. П. Система работы с одаренными учащимися /
Т. П. Цветочникова // Начальная школа. – 2012. – № 12. – С. 60–62. Аннотация: Опыт внеурочной работы с одаренными учащимися в начальной школе гимназии. (Ухтинская Центральная библиотека)
№ 3 (май–июнь). – С. 99–107: Библиогр.: с. 107 (6 назв.). Аннотация: Проблема развития образовательной среды как системы условий, взаимовлияний и возможностей для формирования качеств юного исследователя. (Электронная доставка документов)
1998. – № 6. – С. 8–9. Аннотация: О математических успехах мальчиков и девочек. Исследования психологов. (Ухтинская Центральная библиотека)
33
2012. – № 2 (март–апрель). – С. 97–101: Библиогр.: с. 101 (5 назв.). Аннотация: Преимущества сетевого сообщества как формы организации обучения и подготовки школьников к олимпиадам. Организация работы с одаренными детьми в среде сетевого сообщества. (Электронная доставка документов)
август). – С. 5–8. Аннотация: Система выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях творческой деятельности в Белгородской области. (Электронная доставка документов)
июнь). – С. 72–79: табл.: Библиогр.: с. 79 (5 назв.). Аннотация: Об использовании индивидуальной психолого–педагогической карты в рамках деятельности учителя по сопровождению одаренных детей. (Электронная доставка документов)
2012. – № 2 (март–апрель). – С. 84–89: Библиогр.: с. 89 (2 назв.). Аннотация: Продуктивность деятельности тандема "одаренный ребенок – учитель" на примере обучения математике учащихся профильных физико–математических классов. Формы взаимопомощи в совместном поиске, "внешнее" взаимодействие партнеров тандема. Принцип посредника в обучении поиску идей. (Электронная доставка документов)
Одаренный ребенок. – 2011. – № 4 (июль–август). – С. 79–84. Аннотация: Опыт работы гимназии № 19 г. Омска по индивидуальному развитию детской одаренности, начиная с дошкольного возраста и далее – на всех ступенях школьного образования во взаимосвязи с системой дополнительного образования. (Электронная доставка документов)
34
развитие одаренности у детей /Н.Б.Шумакова//Вопросы психологии. –2004.–№ 4. – С. 119–127. (Ухтинская Центральная библиотека)
Психология и школа. – 2011. – № 4. – С. 7–10: Библиогр. в сносках. Аннотация: Для обеспечения необходимых условий развития интеллектуально одаренных школьников, сохранения их высокой учебной мотивации существует несколько подходов к изменению программ обучения. Это акселерация (ускорение) и обогащение. (Электронная доставка документов)
Аннотация: Основные принципы построения развивающей программы обучения для одаренных детей и некоторые результаты исследования эффективности ее реализации. (Ухтинская Центральная библиотека)
278. Шумакова, Н. Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения /Н.Б.Шумакова//Психология и школа. –2011.–№3.–С. 3–127: ил.: Библиогр.: с. 123–125. Аннотация: Выявление, поддержка и развитие одаренных детей в условиях школьного обучения. Курс обучения по программе "Одаренный ребенок" для учащихся пятых классов. (Электронная доставка документов)
279. Щеблакова, Е. И. Трудности в учении одаренных школьников /
Е. И. Щеблакова // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 132–145. Аннотация: Проблемы одаренных детей в школе и способы их преодоления в сравнении с традиционными подходами к коррекции школьной неуспеваемости. (Ухтинская Центральная библиотека)
280. Щебланова, Е. А. Особенности когнитивного и мотивационно– личностного развития одаренных старшеклассников /Е.А.Щебланова//
Вопросы психологии. – 1999. – № 6. – С. 36–48. (Ухтинская Центральная библиотека)
281. Щербатых, Л. Н. К вопросу о лингвистической одаренности младших школьников /Л.Н.Щербатых//Начальная школа. –2012.–№11.–С. 42–45.Аннотация: Психолого–педагогическая диагностика детской одаренности, в том числе лингвистической. Влияние социально–психологических факторов на проявление и развитие умственной одаренности. Специфика педагогической работы с лингвистически одаренными младшими школьниками. (Ухтинская Центральная библиотека)
С. 20–28: Библиогр.: с. 28 (14 назв.). Аннотация: Компоненты готовности учителя к
35
работе с одаренными детьми. (Электронная доставка документов)
285. Яковлева, Г. В. Условия развития одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья /Г.В.Яковлева//Сибирский педагогический журнал.–2012. – № 3. – С. 270–273: Библиогр.: с. 273 (6 назв.). Аннотация: Особенности работы с высоко мотивированными детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе специального (коррекционного) образования. Описаны условия развития одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья. (Электронная доставка документов)
36
МУ «Центральная библиотека МОГО «Ухта» Адрес: Республика Коми, г. Ухта, проспект Ленина, 40.
Справочно-библиографический отдел Телефон: (8-8216) 75-03-66
E- mail: sbo@ukhta-lib.ru www.ukhta-lib.ru