Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа
«Региональный институт развития образования»
Методические рекомендации по использованию инновационных технологий, учебных программ и форм
работы с одаренными детьми, в том числе раннего возраста
Салехард
2012
1
Методические рекомендации по использованию инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми, в том числе раннего возраста. – Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2012. – 29 с.
Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с письмом департамента образования автономного округа от 06 сентября 2012 года № 801- 17-02.1/1497 об исполнении пункта 7 Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденного заместителем председателя Правительства Российской Федерации Голодец О. Ю. 26 мая 2012 года № 2405-п-П8.
Они разработаны в целях реализации ключевых установок государственной политики в области образования, защиты детства, развития человеческого потенциала, содержащихся в таких документах нормативного и концептуально-стратегического характера федерального уровня, как: Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03 апреля 2012 года; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»; Федеральная целевая программа «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети»).
В методических рекомендациях на основе анализа современной научной и методической литературы в области теории и практики работы с одаренными детьми изложено общее видение сущности и принципов, направлений и особенностей применения инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми, в том числе при работе с одаренными детьми раннего возраста.
Методические рекомендации адресованы учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования детей, педагогам-психологам образовательных учреждений автономного округа, участвующим в проектах, программах по направлению «Одаренность», являющимся руководителями творческих и технических кружков и студий, спортивных секций и команд, каникулярных школ, организаторами конкурсов, соревнований, олимпиад, членами конкурсных и отборочных комиссий.
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании Ученого совета ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» (протокол № 4 от 06.12.2012 г.).
© ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2012
2
Содержание
Введение
Использование потенциала учебных программ в аспектах работы с одаренными детьми
Инновационные технологии и формы работы с одаренными детьми
Особенности использования инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми раннего возраста
Заключение
Список литературы
3
Введение
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная задача в современном образовании. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал муниципалитета, автономного округа и государства в целом. Такое понимание образовательной проблемы обеспечивает переход от развития одарённой личности к формированию одарённого общества. Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, а важнейшим резервом человеческой цивилизации являются интеллектуальные способности.
В президентской инициативе «Наша новая школа» среди пяти основных направлений развития общего образования на втором месте после обновления образовательных стандартов заявлена система поддержки талантливых детей. В Российской Федерации принят и реализуется ряд концептуальных и нормативных документов, закрепляющих данную стратегическую установку, определяющих базовые принципы построения и основные задачи деятельности органов исполнительной и законодательной власти, системы образования, институтов гражданского общества по данному ключевому направлению (Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03 апреля 2012 года; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Федеральная целевая программа «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети» и др.).
Приказом департамента образования автономного округа от 22 октября 2012 года № 2061 утверждена и рекомендована к использованию Региональная система выявления, отбора и поддержки одаренных и талантливых детей в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Документом определяется система, в которой четко определены роль и специализированное
4
значение каждого участника данной работы, как-то: общественных организаций (учителей-исследователей, детских научных обществ, учителей-предметников и др.), образовательного учреждения, вузов, учреждений культуры (музеи, театры и др.), учреждений дополнительного образования, научных центров, предприятий и др.; предложен комплекс региональных массовых мероприятий по выявлению и поддержке одаренных детей; апробации и внедрению эффективных методик, инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми, в том числе раннего возраста.
5
Использование потенциала учебных программ в аспектах работы с одаренными детьми
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Исследователи детской одаренности утверждают, что одаренность в детском возрасте следует рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, ибо одаренность конкретного ребенка – в значительной мере условная характеристика: самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Поэтому предлагается в практической работе с одаренными детьми использовать понятия «признаки одаренности ребенка», «ребенок с признаками одаренности».
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности. При этом:
– ребенок быстро осваивает специфику деятельности и очень успешно ее выполняет;
– он использует или даже изобретает новые способы деятельности для решения поставленной задачи;
– стиль деятельности обычно отличается индивидуальностью, что выражается в элементах уникальности продукта деятельности;
– обучаемость может быть как быстрой и легкой, так и замедленной, но с последующим резким изменением структуры знаний и умений;
– для таких детей характерна избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности или к определенным формам собственной активности с переживанием чувства удовольствия от этого и проявлением упорства и трудолюбия;
– познавательная потребность проявляется в любознательности и готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности, ставить трудные цели, в стремлении к совершенству.
Значительным потенциалом в плане выявления и развития одаренных
детей обладают учебные программы, реализация которых предусматривается
6
учебным планом школы. При обучении одаренных детей можно выделить три взаимосвязанные проблемы:
В процессе реализации учебных программ в аспектах работы с одаренными детьми выделяется несколько стратегий:
а) Стратегия ускорения обучения.
Специалисты в области образования сходятся в том, что в каком-либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Они единодушны в том, что ускорение является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным детям.
7
Основными требованиями при включении обучающихся в процесс освоения учебных программ, выстраиваемый с использованием стратегии ускорения, являются следующие:
- обучающиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той предметной области, где будет использоваться ускорение;
- обучающиеся должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
- необходимо согласие родителей, но не обязательно их участие.
Признано, что ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.
Способы ускорения:
б) Стратегия обогащения обучения.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: - расширение кругозора; - освоение знаний об окружающем мире; - самопознание; - углубление в предметы;
- освоение метазнаний (знаний о знаниях).
Реализация стратегии обогащения в практике обучения:
а) для расширения кругозора (экскурсии, театры, музеи);
8
б) различные виды деятельности – познание себя и своих интересов; в) погружение в изучение предметов.
Для реализации задач выявления и развития одаренности у обучающихся в ходе учебного процесса в общеобразовательном учреждении могут быть рекомендованы следующие направления:
детей:
- социально-психологическое изучение учащихся школы; - отбор одаренных детей; - психологическое обследование одаренных учащихся;
- психофизиологическое и медицинское обследование ОУ; - психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их
воспитание и обучение; - беседы с родителями обучающихся;
- стимулирование притока одаренных детей из близлежащих дошкольных образовательных учреждений.
- создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных детей;
- организация и проведение психолого-педагогического консультирования обучающихся, педагогов, родителей;
- разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одаренных детей;
- оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети»;
- организация психолого-педагогического семинара для учителей;
- организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей и одаренных детей;
- организация мониторинга развития одаренных детей.
3. Организация работы с одаренными детьми в рамках учебного процесса:
- выбор педагогов для работы с одаренными детьми;
- формирование учебных групп из одаренных детей (с разной целевой направленностью);
- выбор стратегии обучения для каждого из одаренных детей (обогащение, ускорение, экстернат, др.);
- разработка программ индивидуальной работы с одаренными детьми;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам;
- предоставление одаренным детям свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ.
4. Организация работы с одаренными детьми во внеурочной
деятельности.
Предпрофильная и профильная подготовка предполагает разработку предметно-внеклассных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области. Он может включать:
- организацию кружковой работы;
- организацию спецкурсов по выбору;
- создание научного общества, ученических научных конференций;
- организацию олимпиад по учебным предметам;
- организацию проектной деятельности;
- организацию погружения в предметы по профилям (в каникулярное время);
- организацию группы «Ассистент учителя»;
- создание клубов по интересам;
- организацию предметных выставок;
- организацию вечеров и праздников;
- организацию лекционных обществ;
- создание школьного театра;
- создание спортивного центра;
- организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр;
- образовательные туристические поездки;
- организацию предметных декад, дней профиля;
- проведение летних профильных практик.
- обеспечение нормальной наполняемости классов;
- обеспечение соответствия учебных аудиторий нормам СанПиН;
- укомплектованность библиотеки учебниками, периодическими изданиями, методической, научной и художественной литературой;
- наличие качественного высокоскоростного Интернета;
- обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами.
6. Взаимодействие с организациями, социальными партнерами:
- государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный институт развития образования», региональными и федеральными вузами, научными организациями и учреждениями;
- муниципальной методической службой;
- библиотеками, в том числе детскими, научными, фундаментальными;
- образовательными учреждениями.
Образовательные результаты одаренного ученика во многом зависят от содержания учебных программ, с помощью которых осуществляется обучение. Содержание образовательной программы группируется вокруг фундаментальных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал. Программа должна допускать возможность корректировки и видоизменения тематического содержания в процессе обучения. Чтобы обеспечить каждому из обучающихся возможность индивидуальной образовательной траектории, программа должна предусматривать личностное содержание образования. Большую роль играют личностные цели обучающегося, личностное содержание его образования, рефлексия обучающегося, выводящая его на самоконтроль и самооценку. Индивидуальные образовательные программы учеников отличаются не только объемом, но и содержанием.
Вариант реализации учебной программы в целях развития одаренных детей в виде соответствующего программно-методического обеспечения может быть представлен следующим образом:
№ | Название издания |
| Автор |
| Выходные данные |
| ||
|
|
|
|
|
|
| издания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
| Факультативный курс химии |
|
| М.: Просвещение, 2011 |
|
2 Сборник конкурсных задач по Н. Е. Кузьменко М.: ООО ОНИКС, 2009 химии
Рекомендуются следующие этапы организуемой учителем образовательной деятельности обучающегося при решении олимпиадных задач по химии,
которые позволяют обеспечить его индивидуальную траекторию по расширению или углублению знаний по теме, разделу, предмету в целом.
Первый этап – диагностика учителем уровня развития и степени выраженности личностных качеств обучающихся, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области или ее части.
Фиксируется начальный объем и содержание предметного образования обучающихся, то есть количество и качество имеющихся у каждого из них представлений, информации, знаний, умений и навыков по предстоящей предметной теме. Должны быть установлены и классифицированы мотивы деятельности обучающихся по отношению к предметной области, предпочитаемые ими виды деятельности, определены формы и методы занятий.
Диагностическая направленность первого этапа не означает отсутствия предметной деятельности обучающихся и выполнения ими заданий по изучаемой теме. Диагностика проводится на конкретном тематическом материале, например, в форме конкурса вопросов по теме, обзорного знакомства с темой, выбора учениками заданий разного типа, тестирования.
Второй этап – фиксирование каждым обучающимся, а затем и учителем фундаментальных образовательных объектов в предметной области или ее теме с целью обозначения предметности дальнейшего познания.
Третий этап – выстраивание системы личного отношения обучающегося к освоению предстоящей темы.
Четвертый этап – программирование каждым обучающимся индивидуальной образовательной деятельности.
На этом этапе обучающиеся создают индивидуальные программы обучения на обозначенный период (урок, день, неделю, четверть, год). Эти программы являются образовательным продуктом организационно-деятельностного типа, поскольку стимулируют и направляют реализацию личностного образовательного потенциала обучающегося.
Пятый этап – деятельность по одновременной реализации ин-дивидуальных образовательных программ обучающихся и коллективной образовательной программы.
Обучающийся осуществляет основные элементы индивидуальной образовательной деятельности: цели – план – деятельность – рефлексия –
сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка. Данный цикл реализуется многократно до усвоения всех его элементов. Роль учителя сводится к алгоритмизации индивидуальной деятельности обучающихся (но не алгоритмизации их образовательных продуктов), вооружению их соответствующими способами деятельности: поиском средств работы, ориентацией в проблеме, выделением критериев анализа работы, рецензированием, оцениванием и др.
Коллективные занятия включают в себя предъявление обучающимся фундаментальных образовательных объектов; усвоение способов работы с ними; создание и разрешение эвристических образовательных ситуаций; получение обучающимися индивидуальных образовательных продуктов – субъективных образов фундаментальных образовательных объектов; демонстрация, сопоставление и обсуждение ученической продукции.
Шестой этап – рефлексивно-оценочный.
Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности, фиксируются и классифицируются применяемые (репродуктивно усвоенные или творчески созданные) виды и способы деятельности. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий. Каждый обучающийся осознает и оценивает степень достижения индивидуальных и общих целей, уровень своих внутренних изменений, усвоенные способы образования и освоенные им области.
С выявленным общим набором средств познания и видов деятельности (как с коллективным продуктом обучения) соотносятся достижения каждого обучающегося, что дает им возможность не только понять коллективные результаты, но и оценить степень своего собственного продвижения в освоении данных способов деятельности и реализации личностных качеств.
На основе рефлексивного осмысления индивидуальной и коллективной деятельности, при помощи средств контроля происходит оценка и самооценка деятельности каждого обучающегося и всех вместе, включая учителя. Оценивается полнота достижения целей, качество продукции, делаются выводы и заключения.
На рефлексивно-оценочном этапе создаются условия для коррекции и планирования последующей индивидуальной и коллективной образовательной
деятельности. При изучении новых образовательных областей рассмотренные этапы деятельности повторяются на новом уровне. Обучающиеся планируют свою деятельность на больший период времени (неделю, четверть, учебный год), а также в других образовательных областях (учебных дисциплинах).
Практика развития творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Могут быть разработаны специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.
Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста.
Эти принципы призваны помочь специалистам, занятым в области обучения одаренных и талантливых детей.
Карне, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ для одаренных детей:
знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
языковых способностей.
Программы обучения для одаренных детей должны:
? включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
? использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания, что позволяет стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на "стыке" разных типов знаний;
? предполагать изучение проблем "открытого типа", позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности
15
обучения и т. д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
? в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
? поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
? обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
? предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
? включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания "рабочих мест" при лабораториях, музеях и т. п.;
? обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;
? способствовать развитию самопознания.
В контексте работы с одаренными детьми инновационная программа дополнительного образования может включать следующие образовательные области и направления деятельности (примерный перечень).
Направления | Области деятельности | Содержание занятий |
16
Художественное | Художественно- | Хореография, песенно- |
творчество | творческая, эстетическая, | танцевальный фольклор, |
| культурно-досуговая | музыкально-инструментальное, |
|
| театральное, классический |
|
| балет, кукольный театр, |
|
| бальные танцы |
Лингвистическо | Гуманитарная, | Лингвистические учебные |
е | познавательная | объединения, клубная |
|
| деятельность, литературно- |
|
| театральное |
Научно- | Социальная, научно- | Краеведение, родиноведение, |
гуманитарное | исследовательская, | музейная педагогика, |
| опытно- | профориентация, |
| экспериментальная, | проектирование |
| краеведческая |
|
Эколого- | Эколого-биологическая, | Краеведение, туризм, эколого- |
биологическое | туристско-краеведческая, | туристическое, |
| оздоровительная | оздоровительно-спортивное, |
|
| дизайн, красота и здоровье, |
|
| косметология |
Техническое | Научно-техническая, | Техническое, художественно- |
творчество | естественнонаучная | декоративное, изобразительное |
|
| искусство, математическое, |
|
| информатика и |
|
| информационные технологии |
Спортивно- | Оздоровительная, | Акробатика, рок-н-ролл, |
оздоровительное | культурно-досуговая, | спортивная хореография, |
| спортивная | спортивный эстрадный танец, |
|
| общая физическая подготовка, |
|
| восточные единоборства, |
|
| цирковое искусство, |
|
| спортивное ориентирование |
Декоративно- | Декоративная, | Декоративное, художественное, |
прикладное | художественная | оформительское |
Инновационные технологии и формы работы
с одаренными детьми
В работе с одаренными детьми весьма хорошо зарекомендовал себя опыт создания и функционирования школьной лаборатории как инновационной формы работы с одаренными детьми.
17
В данном случае школьная лаборатория по работе с одаренными детьми является структурным подразделением научно-методической системы школы и создается в целях поиска путей результативного проектирования творческой образовательной и воспитательной среды для развития одаренности каждого ученика. В состав школьной лаборатории по работе с одаренными детьми входят творчески работающие педагоги, у которых имеется опыт и желание работать в направлении выявления и развития детской одаренности. Ее основная цель состоит в консолидации усилий педагогов школы в направлении развития одаренности учащихся.
Ключевыми документами школьной лаборатории по работе с одаренными детьми являются:
положение о школьной лаборатории по работе с одаренными детьми; план работы школьной лаборатории по работе с одаренными детьми;
протоколы заседаний школьной лаборатории по работе с одаренными детьми;
план работы структурного подразделения по сопровождению деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми;
положения о фестивалях, конкурсах и других мероприятиях, проводимых структурным подразделением по сопровождению деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми.
Основными направлениями и формами работы школьной лаборатории по работе с одаренными детьми являются:
– формирование индивидуальной траектории развития учащегося;
– организация системы элективных курсов, курсов по выбору;
– включение в систему дополнительного образования курсов по развитию навыков публичного выступления, курсов по организации проектно-исследовательской деятельности;
– проведение школьных научно-практических конференций, круглых столов, мастер-классов.
18
– взаимодействие классных руководителей с родителями, учителями, педагогами дополнительного образования по выявлению особых способностей детей;
– исследования психологической службы школы с использованием различных диагностик;
– проведение внутришкольных конкурсных мероприятий;
– проведение школьного этапа интеллектуального марафона.
4. Конкурсные мероприятия школьного, муниципального, регионального, федерального уровней.
- заседания школьных методических объединений, семинары, курсы, круглые столы школьного и муниципального уровней;
- участие в работе окружного сообщества педагогов «Виртуальная мастерская»;
- профессиональные конкурсы регионального и муниципального уровней.
В качестве эффективной формы развития одарённости детей может рассматриваться проведение муниципального Фестиваля учащихся «Портфолио как способ самореализации личности».
Фестиваль направлен на выявление и поддержку творческих, одаренных, талантливых, инициативных учащихся общеобразовательных учреждений и обучающихся в учреждениях дополнительного образования муниципалитета и призван способствовать:
- стимулированию познавательной активности и творческой деятельности
детей;
- развитию коммуникативной компетентности;
- развитию умений самопрезентации;
- поиску наиболее полного использования возможностей детей для раскрытия их способностей;
- становлению новых связей, развитию общения в среде окружного ученического сообщества;
- активизации профессионального самоопределения детей.
В фестивале могут принимать участие учащиеся 1–11-х классов по номинациям:
19
«Я и мы» (ведущая сфера – отношения человек – человек); «Я и мир вокруг меня» (отношения человек – природа);
«Я в мире знаков и информации» (отношения человек – знаковая система);
«Я и техника» (отношения человек – техника); «Я в мире спорта и здоровья» (отношения человек – спорт, здоровый
образ жизни); «Я в мире песен и стихов» (вокальный/инструментальный жанр, устное
творчество); «Я в мире танца» (хореография);
«Я в мире изобразительного искусства» (изобразительное и декоративно-прикладное искусство).
Самопрезентация каждого участника предусматривает устное выступление и может сопровождаться электронной презентацией, наглядным материалом или показательным номером, не выходящим за рамки регламента для данной номинации (5–7 мин).
В ряде образовательных учреждений в настоящее время используется либо апробируется такая инновационная форма работы с одаренными детьми, как малая академия наук (МАН). Такая академия является уникальной инновационной формой выявления и развития в широчайшем диапазоне интересов и способностей младших школьников, способствующей раскрытию детской одаренности и таланта. Главным методом работы секций академии является проектно-исследовательская деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников имеет свои особенности и предполагает активное участие в рамках исследовательского проекта не только обучаемого и педагога, но и родителей обучаемого. Ребенок, являясь центральным связующим звеном проекта, сам называет интересующую его проблему и формулирует цели собственной деятельности. Взрослые участники проекта на начальном этапе, а при необходимости – в ходе проекта, совместно с ребёнком оценивают способы и методы познавательно-исследовательской деятельности автора проекта, согласуют предполагаемый объём работ и ресурсов, необходимых для решения интересующей ребенка проблемы, определяют конечные цели проектно-исследовательской деятельности в рамках конкретного проекта.
20
Проектно-исследовательская деятельность имеет личностно-значимую для ребенка цель, и это делает ее эффективной формой работы не только с актуально одаренными детьми, но и формой раскрытия потенциальной одаренности у всех младших школьников, их позитивных личностных и творческих характеристик.
Интеграция в рамках одной секции учащихся с различными склонностями
и интересами, а также с разными творческими потенциалами позволяет избежать ранней специализации, сохраняет интерес детей к общечеловеческим
и гуманитарным ценностям.
Участие в исследовательской деятельности рассматривается участниками данного инновационного проекта как один из видов школьной работы, которая позволяет преобразовать академические знания в реальный жизненный опыт учащихся.
Основными целями деятельности Малой академии наук являются:
? формирование условий для вовлечения максимального количества учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;
? обучение учеников начальной школы наблюдению и анализу полученных результатов, ознакомление их с научными приемами и методами исследований;
? получение детьми опыта самостоятельной работы не только с традиционными, но и с перспективными источниками получения новых знаний – учебной, справочно-информационной и научной литературой, аудио- и видеоматериалами, мультимедиа и интернет-ресурсами;
? привитие обучающимся практических навыков в обосновании и отстаивании своей точки зрения, в подведении ими итогов своей работы и планировании деятельности в избранном направлении;
? участие младших школьников в семинарах, диспутах и конференциях различного уровня, выступление их с докладами по итогам выполненных работ;
? | совершенствование | структуры | «одаренный педагог – одаренный ученик», | ||||
| обеспечивающей эффективное взаимодействие, свободу творчества и | ||||||
| возможность максимального раскрытия личностного и творческого потенциала | ||||||
| каждого. |
|
|
|
|
|
|
| В контексте работы с одаренными детьми заслуживает внимания | ||||||
| инновационный | опыт | реализации | в | общеобразовательной | школе | |
21
инновационной программы билингвального преподавания иностранного языка (двух и более иностранных языков в рамках одного урока).
Плюсы реализации данной инновационной программы состоят в том, что языковые параллели дают возможность посмотреть на процесс изучения языков со стороны, сделать процесс более качественным, более осмысленным. В ходе самого урока при сравнении двух и более лексических единиц из разных языков у ребенка появляется выбор – «какое слово больше понравилось и какое слово я хочу выучить первым», тогда процесс запоминания приобретает более мотивированный характер.
Одной из инновационных форм работы с одаренными детьми является менторство. Ментор – индивидуальный руководитель, наставник, заботящийся о развитии специальных способностей и об общем культурном уровне незаурядного ребенка. Элементы менторства имеются в некоторых школах, в которых научные работники, студенты проводят дополнительные занятия или ведут кружки со школьниками. Потребность в таких взаимоотношениях особенно велика у ребенка с высоким интеллектом, с необычными запросами, которые трудно удовлетворить в условиях школьного обучения.
Менторство – это специфические отношения, складывающиеся между психологом и одаренным ребенком, с которым они занимаются. Менторство осуществляется в нескольких видах. Менторы могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными особо одаренными учениками, для того чтобы расширить их знания в определенной предметной области, или же они могут систематически работать с малой группой или одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени. Менторство приводит к учению с увлечением и дает школьникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного образа «Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Школьники учатся учитывать свои не только сильные, но и слабые стороны. Важнейшая особенность менторства, отвечающая одной из важных потребностей одаренных детей, – возможность преодолеть разрыв между классной комнатой и окружающим миром, принять участие в реальной жизни, не дожидаясь окончания школы.
22
Активно развивать инновационные формы работы с одаренными детьми возможно на базе использования Интернет-технологий. В работе по развитию одаренных детей с использованием Интернета необходимо ориентироваться на следующие приоритетные направления:
- использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т. д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей;
- создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;
- поиск и выявление одаренных детей, онлайновое тестирование;
- психологическая и методическая консультационная помощь семьям,
в которых одаренные дети получают домашнее воспитание;
- дистанционное обучение одаренных детей, проведение различных курсов, отдельных занятий, факультативов, исследовательских проектов и программ;
- дистанционная индивидуальная (менторская) поддержка одаренных учащихся и т. д.
Наиболее эффективным способом обустройства пространств переноса оснований организации работы с одаренными детьми становится организация сетевого взаимодействия коллективных субъектов данной деятельности. Сетевое взаимодействие можно трактовать как антипод отношений, выстроенных по иерархическому принципу. В сетях главенствуют горизонтальные связи и принципы саморегуляции. Именно сетевое взаимодействие является инновационным инструментом, адекватным решаемой
задаче эффективного позиционирования практик организации работы
с одаренными детьми в широких образовательных и иных сообществах с целью расширения ресурсного обеспечения. Речь идет о разработке единого сайта в сети.
Структурирующим принципом организации информации на сайте является не только время появления информации на сайте, тема или сюжет, но и её ассоциированность с тем или иным субъектом взаимодействия на сайте или
с тем или иным совместно проживаемым проектом (событием). Сайт должен не просто предоставлять информацию, а полноценно содержательно работать. Он
становится пространством осуществления распределенных событий
23
(мероприятий, которые реализуются совместно удаленными друг от друга участниками сети, ассоциированной с данным сайтом).
Сеть, ассоциированная с единым сайтом, имеет открытый характер: это означает, что любой посетитель сайта может стать частью сети; каждый посетитель получает возможность инициировать взаимодействие, разворачивать на сайте разного рода мероприятия, исследования, проекты, размещать информацию, ассоциированную с этими событиями. Сайт должен иметь разветвленную систему ссылок на сайты поддержки и сайты-сателлиты. Участники сети, ассоциированной с сайтом, являются распределенным модераторами рассылок и телеконференций по проблематике, разворачиваемой на сайте. Управление ресурсом происходит распределенно, основываясь на неиерархических принципах организации. Развитие сайта обусловлено развитием сети в целом.
Сеть предполагает отношения продуктивного диалога. Сеть оказывается пространством, развивающим субъектности. Сама сеть не дает ответы на вопросы, тем более что сеть не является субъектом, она есть всего лишь стихийное взаимодействие множества субъектностей. Сеть не моносубъектна, она полисубъектна.
Для более эффективной работы с одаренными детьми в муниципалитете может быть создана муниципальная системы сопровождения развития таких детей через Интернет-сообщество одаренных детей и талантливой молодежи. Цель такого проекта может состоять в организации развивающего виртуального пространства, направленного на создание детско-взрослого объединения на основе научно-практического сотрудничества. Инновационная практика показывает, что ежегодно может проводиться муниципальный Интернет-фестиваль «От идеи до проекта». Фестиваль может проходить в форме вебинара на базе одной из школ.
Особенности использования инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми раннего возраста
В последних исследованиях много говорится о проблеме наиболее раннего выявления творческих способностей детей. Указывается, что для этого
24
необходимо обратить особое внимание на организацию работы в дошкольных образовательных учреждениях. Организация предшкольной подготовки может стать основой для развития индивидуальных творческих способностей ребенка и построения индивидуальной творческой траектории талантливого ребенка.
Создание условий для развития ребенка, самореализации творческой направленности обучающегося в раннем возрасте обеспечивается широким диапазоном его включенности в творческую деятельность. Для этого в учебный план начальной школы целесообразно включать программы факультативных курсов, спецкурсов. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности является обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Как пример положительного опыта можно рассматривать проведение муниципальных и окружных конференций с участием учителей, учащихся и их родителей, участие последних в викторинах и олимпиадах.
Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни того или иного ребенка. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем.
Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми в раннем возрасте. Работа с одаренными детьми в раннем возрасте не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности: от развития дошкольников – до подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к поступлению в специальные учебные заведения.
Среди факторов, влияющих на развитие одаренности, значительную роль играют условия воспитания, пренатального, натального и постнатального периодов развития детей, а также особенности их взаимоотношений в ближайшем социальном окружении (в детском саду, в школе, в студии, кружке).
25
В современной педагогической литературе выделяются два полярных мнения о развитии интеллектуальных способностей детей в возрасте 3–7 лет: а) необходимость специально выявлять и индивидуально развивать определенные способности; б) развивать интеллект вообще у всех детей данного возраста.
Преимущество в работе с одаренными детьми в раннем возрасте должно быть отдано индивидуальной и коллективно-групповой формам обучения и развития. Реализация программы работы с одаренными детьми раннего возраста должна предполагать охват школьников первой ступени сетевым взаимодействием для всех типов образовательных учреждений. Начальная школа – фундамент образования. Очень важно именно в начальной школе выявить тех школьников, кто интересуется вопросами, лежащими за пределами школьной программы, помочь им раскрыть способности в той или иной области знаний и сформировать учебно-познавательную компетентность. Для этого чрезвычайно важен выбор той или иной образовательной программы, учебно-методического комплекса. Значительные возможности в этом отношении предоставляет УМК «Школа 2100», который дает возможность выбора каждым ребенком индивидуальной траектории обучения. Наблюдая и диагностируя детей, обучающихся по индивидуальной траектории, можно проследить положительную динамику развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся.
Работа с одаренными детьми должна начинаться уже на ступени дошкольного образования. Это означает, что на уровне дошкольного образования должны быть созданы необходимые условия для распознавания одаренности воспитанников. В частности, с этой целью может быть рекомендовано проведение муниципального мониторинга по изучению опыта образовательных учреждений по работе с одаренными детьми. В мониторинге участвуют дошкольные образовательные учреждения муниципалитета. Он ставит цель установление степени и системности работы ДОУ по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в связи со спецификой учреждения (коррекционные, специализированные и т. д.); по сопровождению детской одаренности на основных и дополнительных занятиях, кружках; осуществлению диагностики развития интеллектуально-творческих способностей воспитанников, а также психологического сопровождения работы
26
с одаренными детьми; по установлению структуры творческой образовательной среды для развития одаренности ребенка.
Еще одним интересным элементом инновационного опыта работы с одаренными детьми раннего возраста является такая инновационная форма как «Субботняя школа развития интеллектуально-творческих способностей учащихся».
Наряду с определенным комплексом мероприятий, осуществляемых в общеобразовательном учреждении, необходимо создание системы работы по выявлению и развитию интеллектуально-творческих способностей младших школьников на уровне муниципалитета. Для этого может быть рекомендовано проведение открытого муниципального детского форума «Новое поколение горожан: кадровый резерв XXI века», где учащиеся младших классов в рамках секции «Проекты в начальной школе: мир моих интересов» могли бы представить свои исследовательские, проектные творческие работы. Также эффективной формой работы является проведение ежегодной муниципальной олимпиады младших школьников. Основной целью такой олимпиады является: выявление наиболее способных учащихся для дальнейшей поддержки их таланта, оказание посильной помощи в полном раскрытии их потенциальных возможностей.
На муниципальном уровне могут быть также рекомендованы такие мероприятия для дошкольников и младших школьников, как интеллектуальная игра «Путешествие в страну головоломок», игра «Будущий специалист Наукограда», «Конкурс маленьких Интеллектуалов», «Я – исследователь», «Шахматный турнир», «Праздник талантов» и «Спартакиада для дошколят». Эти детские события дают возможность самым активным «знайкам» дошкольного и младшего школьного возраста в соавторстве с родителями и педагогами для развития интеллектуально-творческого потенциала личности путем совершенствования навыков творческого поведения и развития творческих и интеллектуальных способностей, присущих будущему специалисту Наукограда. Это далеко не полный перечень форм и методов работы, которые могут быть использованы педагогами и психологами общеобразовательных учреждений в работе по сопровождению одаренных детей дошкольного и младшего школьного возраста.
27
Например, конкурс «маленьких интеллектуалов» направлен на выявление уровня умственных способностей дошкольников, а именно: разных видов мышления. Задания могут быть условно разбиты на серии: первая и вторая объединяют задачи логического, последовательного, предполагающего единственно правильное решение по заданному алгоритму, а следовательно, приводят к овладению умениями анализировать, синтезировать, классифицировать, делать обобщения, выявлять закономерности. В третьей серии могут быть представлены задания, способствующие развитию объемно-пространственного мышления и в четвертой – задания на выявление оригинальности, гибкости мышления, где на один вопрос предполагается несколько версий ответов. Именно этот вид мышления является творческим и свойственен одаренным детям.
Последнее задание каждой серии должно быть более сложным, рассчитанным на более высокий уровень умственных способностей детей дошкольного возраста. Как правило, дети, справившиеся с более сложными заданиями, и являются победителями конкурса. Таким образом, можно выявить детей с высоким уровнем интеллектуального развития и детской общей одарённостью.
Заключение
Таким образом, смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в
28
нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Решению поставленных задач во многом призвана способствовать апробация и внедрение названных выше, а также разработка и применение ряда
других инновационных программ, форм | и технологий. В любом случае, |
в данной работе должен преобладать | творческий подход, стремление |
максимально полно учесть комплекс факторов, связанных с выявлением и развитием одаренности у детей дошкольного и школьного возраста.
Список литературы
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
29
Федеральная целевая программа «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети»).
Приказ департамента образования автономного округа от 22 октября 2012 года № 2061 «Об утверждении региональной системы выявления, отбора и поддержки одаренных и талантливых детей в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа».
Барбитова А. Д. Проблема одаренности: от теории к практике. – М.: НОУЦентр «Педагогический поиск», 2009.
Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности:понятие, виды, проблемы. Выпуск 1. – М.: МИОО, 2005. – 176 с.
Доровский А. И. 100 советов по развитию одаренности детей. Родителям,воспитателям, учителям. – М: Российское педагогическое агентство, 1997.
Доровский А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. –М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03 апреля 2012 года.
Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области / электронный ресурс http://obraz.tambov.gov.ru/files/ Koncepciya_odarennosti-24.10.09.doc
Модель сопровождения одаренных детей в региональной системе
образования Ярославской области? /электронный ресурс
http://www.depedu.yar.ru/ de/collegium/2009/a301009_2_s1.doc Одаренность: рабочая концепция. – М., 2002.
Одаренные дети. Пер. с англ. Общая ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.
Психология одарённости детей и подростков. – М.: Академия, 1996. Создание условий для развития одарённости детей. Сборник материалов из
опыта работы. Cоставитель Суходимцева А. П. – М., АПК и ППРО, 2011. – 60 с. Теория и практика сопровождения одаренных детей муниципальной методической службой / Пособие для руководителей муниципальных
30
методических служб, методистов и специалистов территориальных образовательных систем / Под ред. Е. В.Василевской, В. В. Пустоваловой. – Томск, 2010. – 208 с.
Савенков А. И. Одаренные дети в массовой школе // Библиотека журнала“Директор школы”. – № 1.– 2001. – М.: “Сентябрь”.
Слуцкий В. М. Одаренные дети // Российская педагогическая энциклопедия.В 2 т. – М., 1993.
Сайты и порталы в поддержку домашнего обучения одаренных детей ( http://www.hoagiesgifted.org/home_ school.htm, http :// www.ri.net / gifted_talented / parents. html и др.).
Интернет-ресурс - http://psylist.net/pedagog/00225.htm.
Интернет-адреса и серверы общественных ассоциаций по работе с одаренными детьми (http://www.cagifted.org/. http://www.edweek.org).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
(на примере учебных дисциплин естественно-математического цикла)
Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда,
где и когда существуют условия, благоприятные для их развития
Г.В. Плеханов
Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему организации эффективного обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями. Согласно программе «Одарённые дети», входящую в федеральную целевую программу «Дети России» на 2007-2010 гг., предполагается выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях образования, обеспечивать им условия для максимального раскрытия их потенциала. Одарённые дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников познавательной активностью и способностью к творчеству, требуют особого подхода. Создание условий для раскрытия потенциала учащихся, воспитания творческой личности и реализации одарённости во взрослой жизни становится неотложной задачей общеобразовательных учреждений.
Опыт работы с одарёнными детьми показывает, что, прежде всего, их необходимо отыскать среди множества учеников. Каковы же их признаки? Они более восприимчивы к новой информации, не боятся трудностей, умеют находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач. Они всё хватают на лету. Они лидеры. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции, знании не только своего предмета, но и психологии. Обращаться с такими детьми нужно очень осторожно, чтобы у них не появилось повышенное самомнение.
Следующий этап – разработка личностно ориентированного подхода к обучению одарённых школьников. Талантливые дети всегда хотят чего-то нового, более сложного иначе они потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличаться от системы обучения других детей. Они работают с научной, статистической и энциклопедической литературой, развивающими кроссвордами, решают интересные задачи, выполняют эксперименты, посещают спецкурсы. Учителя-наставники, которые работают с одарёнными детьми, активно используют индивидуальный подход, учитывающий в первую очередь способности учащихся. Такая работа должна быть систематичной, особенно на первых порах, когда необходимо заложить основы, фундамент знаний. Дальнейшее развитие подростка зависит от его самостоятельной работы: ведь если в какой-то момент он не захочет САМ решать задачи с изюминкой, усилия наставника будут напрасны.
На следующем этапе необходимо развить в одарённом ребёнке психологию лидера. Важно, чтобы он не стеснялся показывать свои способности, не боялся выражать свои мысли. С этой целью на уроках проводятся ролевые игры, брейн-ринги, праздники творчества, викторины, интеллектуальные ярмарки, группы возглавляют сильные ученики. Они же помогают учителю проводить опыты, организовывать открытые уроки и классные мероприятия.
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебного учреждения, в случае отсутствия такой программы среди опубликованных возможна корректировка существующих программ либо создание авторских программ. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. В обучении одаренного учащегося может реализовываться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.
Методы и формы работы. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.
Наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».
1. Технология проблемного обучения. Эта технология рассматривается как базовая, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности школьников.
Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:
1) осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;
2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;
3) доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;
4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.
Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.
2. Методика обучения в малых группах. Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3–4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5–7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное.
Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» – определенное количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.
3. Технология проективного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т. д.
Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
Педагогическое управление проектами
№ п/п | Функции педагогического управления | Деятельность учителя |
1 | Информационно-аналитическая | На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности школьников формирует банк данных о познавательных интересах, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей класса |
2 | Мотивационно-целевая | Совместно с учащимися определяет цели проектной деятельности, актуальность темы проекта; побуждает школьников к работе по его созданию |
3 | Планово-прогностическая | Совместно с учениками планирует пути и способы достижения цели; составляет план график работы над проектом |
4 | Организационно-исполнительская | Организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует учащихся, поддерживает интерес к поисковой |
5 | Контрольно-диагностическая | Осуществляет текущий контроль деятельности учащихся и анализ результатов их поисковой работы |
6 | Регулятивно-коррекционная | Корректирует деятельность учащихся, регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит рефлексию |
Проектная деятельность предполагает, что результаты исследовательской работы школьников будут рецензироваться, а их выступление на защите проекта – оцениваться.
В настоящее время большую значимость приобретают проекты, интегрирующие содержание дисциплин естественно-математического цикла, проекты, направленные на решение конкретных практических задач, групповые и индивидуальные проекты. Например, в математике - «Многогранники и представления философов древности о Вселенной и пространстве», в физике - «Физика и космические исследования», в химии - «Проблема воды и стратегия сотрудничества», «Влияние курения на протекание реакций свободно-радикального окисления липидов у курильщиков», в биологии «Симметрия в живых организмах», «Многогранники в живой природе» и другие.
4. Спецкурсы. Спецкурсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет ученикам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьной программы или получить знания в интересующих их областях знаний.
Своеобразие спецкурса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения детьми; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением учителя как источником информации.
Наиболее актуальны спецкурсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. К тому же обычно старшеклассники уже имеют опыт самостоятельной творческой деятельности.
Спецкурс проводится поэтапно. На первом этапе учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности учащихся. Затем педагог разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены в рамках спецкурса, затем учитель проводит групповые консультации, цель которой – познакомить учащихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи спецкурса как средства подготовки учащихся к самостоятельной работе над проектом. Четвертый этап – собственно спецкурс, который включает определенное количество учебных занятий. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Особое значение имеет проблемный семинар, цель которого – обобщение и систематизация полученных знаний. Пятый этап изучения спецкурса представляет собой проект и подготовку творческой работы к защите. На шестом этапе приводится ученическая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы, методы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, проведение исследовательских уроков в различных практикумах и при проведении лабораторных знаний в условиях деления класса на подгруппы при изучении профильных дисциплин.
Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы, например, выполнение экспериментальных заданий по химии «Удивительные тайны медной горы», решение нестандартных задач, интеллектуально-творческие игры, работа учащихся на экскурсиях в качестве экскурсоводов и журналистов и т.д.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, малые академии наук, школьные научные общества, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Развитию общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация исследовательской деятельности учащихся. При этом школьники обучаются работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать сначала доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на научно-практической конференции или конкурсе. Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.
Большие возможности для успешного развития одарённости учащихся имеет кейс-технология. Это новый и в то же время весьма перспективный метод преподавания. Кейс-совокупнось учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность - описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс - то не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. В соответствии с выбранной тематикой кейс может содержать различную информацию. Например, кейс по теме «Проблемы обеззараживания воды в России» может включать документальные данные, сведения о наличии в воде кишечной палочки, сведения из учебного издания, сведения из газет, рисунок прибора для получения озона, исторический факт, видеоролик. Школьникам, одарённым в области химии и биологии, можно предложить также кейсы по темам «Вредны ли чипсы?», «Экологические проблемы сточных вод», «Изделия из пластика загрязняют мировой океан», «Отравление альбатросов», «Курильщики и радон» и др.
В настоящее время развитие работы с одарёнными школьниками осуществляется по следующим направлениям:
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, корректирующим в случае необходимости погрешности в усвоении одаренными учащимися материала отдельных учебных дисциплин. Организационными формами учебно-исследовательской деятельности являются научные общества учащихся. На базе материалов учебно-исследовательской деятельности научных обществ создаются проекты, например, связанные с экологическими проблемами определённых географических объектов Карелии.
Одной из важных отличительных особенностей проблемы обучения одарённых детей является то, что она не может быть решена в рамках частных образовательных учреждений. Государственные образовательные учреждения в силу материальных причин, либо в силу недооценивания значимости самой этой проблемы часто не склонны к её решению. По этой, а также по ряду других причин и создаются модели глобального образования одарённых. Но высказываемая рядом специалистов идея интеграции системы образования одарённых детей на международном, глобальном уровне пока не находит поддержки ни у правительств большинства стран, ни в общественном сознании. Более того, страны с высоким уровнем жизни крайне негативно относятся к самой идеи глобализации, т.к. боятся вполне реальной угрозы - «утечки мозгов».
В настоящее время можно с высокой долей уверенности говорить о том, что внедрение в жизнь новых информационных технологий, а вместе с ними и дистанционного обучения, позволит вывести решение проблемы объединения, глобализации образования одарённых во всём мире на качественно иной уровень.
Литература
Агаханов Н.Х., Богданов И.И. // Математика. Всероссийские олимпиады. – М: Просвещение, 2008.
Дементьева Е.В., к.б.н., зав. отделом естественно-математического образования, методист по биологии
Кузнецова Г.П., методист по химии
Петрова Р.А., методист по математике
2009 г.