Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Тазовская школа – интернат
среднего полного (общего) образования
Программа рассмотрена и принята на методическом совете школы Протокол № 2 от _7 ноября__2014г | УТВЕРЖДАЮ: директор МКОУ «ТШИ» ____________________ И.А. Зятев «_____»______________ 2014 г. |
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Деятельность школьного научно-технического центра
«Робототехника и Лего - конструирование» как средство развития ключевых образовательных компетентностей учащихся».
пгт. Тазовский,
2014 – 2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
|
Программа инновационного проекта
«Деятельность школьного научно-технического центра
«Робототехника и Лего - конструирование» как средство развития
ключевых образовательных компетентностей учащихся».
1. Паспорт инновационного проекта
«Деятельность школьного научно-технического центра
«Робототехника и Лего - конструирование» как средство развития
ключевых образовательных компетентностей учащихся».
Тема проекта. | «Деятельность школьного научно-технического центра «Робототехника и Лего - конструирование» как средство развития ключевых образовательных компетентностей учащихся». |
Куратор проекта. | Полудницына Э.А., заместитель директора по научно – методической работе, МКОУ «Тазовская школа-интернат». |
Ответственные за разработку программы | - П.П. Конищев учитель физики, - Э.Н. Конищева учитель информатики. |
Основные направления программы | Образовательная робототехника. |
Основные исполнители подпрограммы | - П.П. Конищев учитель физики; - Э.Н. Конищева учитель информатики. |
Творческая группа проекта | - Г.М. Колчакова учитель математики;
|
Цель проекта | Применение направления образовательной робототехники во внеурочной деятельности как средство развития ключевых образовательных компетентностей учащихся. |
Задачи проекта | - Создать оптимальные условия для развития и реализации способностей детей, склонных к научно - технической и исследовательской деятельности; - Сформировать ключевые образовательных компетентности учащихся: ценностно - смысловые, учебно-познавательные, информационно-коммуникативные, научно-технические; - Способствовать воспитанию личности, способной к включению в духовно-практическую деятельность в зависимости от индивидуальных способностей, реальных потребностей региона и страны. |
Принятие проекта. | 07.11.2014г |
Ожидаемые результаты. | Создать банк рабочих программ и технологических карт занятий с применением направления образовательной робототехники и разработать их в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: - программу внеурочной деятельности по курсу «Занимательная робототехника» для учащихся 5 классов; - технологические карты уроков по программе внеурочной деятельности «Занимательная робототехника» . Организовать обучающие тренинги для педагогов МКОУ Тазовская школа-интернат, провести мастер-классы для педагогов школ муниципалитета на августовском совещании. |
Продукты деятельности | - информационные проспекты, буклеты, тематические статьи, разработки уроков и рабочих программ, телепередачи в СМИ, публикации в Интернете, дидактические материалы: обучающие видеоуроки, презентации для учащихся. |
Критерии и показатели эффективности | 1. Формирование современной системы работы в школьном научно- техническом центре, позволяющем привлекать школьников к исследованиям в области робототехники. 2. Создание условий для целенаправленного развития, поддержки новых научно – технических идей учащихся в соответствии со способностями. 3. Мотивация к изучению учебных дисциплин у учащихся. 4. Проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборников лучших работ учащихся. 5. Создание информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы учащихся: собственные сайты, проекты. 6. Регулярные публикации в средствах массовой информации различного уровня о процессе и реализации инновационного проекта. Основными показателями реализации данного инновационного проекта являются овладение учащимися ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационно- коммуникативной и научно-техническими компетентностями. |
Сроки и этапы реализации проекта | 1) Организационно – подготовительный этап (октябрь, 2014г – май 2014 г). 2) Практический этап (октябрь 2014г. – май, 2016 г). 3) Обобщающий этап ( сентябрь 2016 г. – май 2019).
|
2. Тема инновационного проекта:
3.Актуальность инновационного проекта.
При разработке инновационного проекта Деятельность школьного научно-технического центра «Робототехника и Лего - конструирование» учитывались следующие документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 22.12.2012 г;
- действующие нормативные и правовые акты Министерства образования и науки Российской Федерации;
- действующие нормативные и правовые акты органов законодательной и исполнительной власти Ямало-Ненецкого АО, муниципального учреждения муниципально казенного образовательного учреждения
«Тазовская школа-интернат среднего (полного) общего образования »;
- ежегодные послания Президента Российской Федерации В.П. Путина Федеральному Собранию;
- Типовое положением об общеобразовательном учреждении в редакции, введённой в действие Постановлением Правительства РФ от 20.07.2007г. № 459;
- Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тазовская школа-интернат среднего (полного) общего образования »;
- Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа» с 2010г.;
- Программа выявления и продвижения перспективных кадров для высокотехнологичных отраслей «Робототехника»: инженерно-технические кадры инновационной России»;
- Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»;
- Программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения Тазовская школа-интернат среднего (полного) общего образования 2013-2020 г;
- Инновационный проект подпрограммы «Общественное признание, сертификация,
поощрение одаренных детей»;
При разработке инновационного проекта Деятельность школьного научно-технического центра «Робототехника и Лего - конструирование» учитывалась Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ежегодные послания
Президента Российской Федерации В.П. Путина Федеральному Собранию.
В п. 2 главы 1 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) написано, что «… в настоящее время обозначился дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров. При сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению темпов экономического роста».
А 6 июня 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, выступая в ходе совещания по вопросам школьного образования, озвучил необходимость заложить основы инженерного и технического образования именно в школе…
«Мы прекрасно понимаем, основы инженерного и технического образования – а именно такие специалисты сегодня, да и в ближайшем будущем будут остро нужны стране – закладываются именно в школе» (В.В. Путин).
Содержание этих документов стало основанием проведения анализа современных теоретических разработок и имеющегося практического опыта для определения общей стратегии и конкретных тактических шагов в работе с одаренными школьниками в научно-техническом плане.
В современном мире возникает необходимость включения робототехники в образовательный процесс для приобретения учащимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, применению полученных знаний для разработки и внедрения инноваций в дальнейшей жизни. Однако, это направление неполно разработано в педагогической науке и существует недостаточность содержательно-методического обеспечения процесса, чтобы осуществить деятельностный подход в образовании для формирования искомой компетентности учащихся в теории и практике.
Требования времени и общества к информационной компетентности учащихся постоянно возрастают. Ученик должен быть мобильным, современным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь. Однако реальное состояние, сформированное информационной и научно-технической компетентности учеников (в контексте применения робототехники) не позволяет им соответствовать указанным требованиям и поэтому проект актуален и на социально-педагогическом уровне.
Одна из задач модернизации российского образования – формирование целостной
системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетентностей, определяющих современное качество содержания образования.
Требования времени и общества к информационной и научно-технической компетентностей учащихся постоянно возрастают. Ученик должен быть мобильным, современным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь. Однако реальное состояние, сформированное информационной и научно-технической компетентности учеников (в контексте применения робототехники) не позволяло им соответствовать указанным требованиям. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится научно-техническая компетентность, должно стать одним из результатов общего образования, а научно-техническая исследовательская деятельность – новым содержанием.
Данный инновационный проект предназначен для обучающихся школы-интерната,
интересующихся исследовательской и научно-технической деятельностью.
Актуальность проекта также обусловлена его научно-технической значимостью.
Компетенции, необходимые для организации научно-технической деятельности,
в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
4. Цели и задачи проекта:
Цель проекта:
Применение направления образовательная робототехника во внеурочной деятельности как средство развития ключевых образовательных компетентностей учащихся.
Задачи проекта:
- Создать оптимальные условия для развития и реализации способностей детей, склонными к творческой научно - технической и исследовательской деятельности.
- Сформировать ключевые образовательных компетентности учащихся: ценностно - смысловые, учебно - познавательные, информационно -коммуникативные, научно - технические.
- Способствовать воспитанию личности, способной к включению в духовно-практическую деятельность в зависимости от индивидуальных способностей, реальных потребностей региона и страны.
5.Принципы и основные направления деятельности
Принципы:
результативность – соответствие образованности учащихся современным
международным и российским стандартам;
доступность – обеспечение соответствия содержания образования интересам и
познавательным возможностям учащихся;
непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего
образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов;
междисциплинарное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему
предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в
разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Ключевыми являются следующие направления деятельности:
Повышение мотивации в учении посредством построения образовательного процесса
на основе логики деятельности, имеющей личностный смысл для ученика.
Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе
ученического проектирования, осуществления учебных исследований.
Вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп
работы над проектом, учебным исследованием.
Сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций
ученика через системный подход к разработке учебных проектов.
Глубокое осознанное усвоение базовых компетентностей учащихся через
универсальное использование их в различных ситуациях.
Формирование исследовательской культуры учащихся; универсальных учебных
действий самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной
литературой.
Приобретение коммуникативных умений.
Выявление наиболее одаренных учащихся в научно-технических областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и
самореализации.
6. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта.
Создать программу внеурочной деятельности по курсу «Занимательная робототехника» для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и технологические карты занятий по программе внеурочной деятельности «Занимательная робототехника». Организовать обучающие тренинги для педагогов МКОУ Тазовская школа-интернат, провести мастер-классы для педагогов школ муниципалитета на августовском совещании. |
7. Этапы реализации программы инновационного проекта.
1) Организационно – подготовительный этап (октябрь, 2014г – май 2014 г) 2) Практический этап (октябрь 2014г. – май 2016 г) |
3) Обобщающий этап ( сентябрь, 2016 г. – май 2019)
I Этап.
Октябрь, 2014 - май 2014 г. – организационно – подготовительный этап
Цель: создать условия для формирования современной системы работы с в школьном научно- техническом центре для привлечения школьников к исследованиям в области робототехники.
Разработать для реализации данного инновационного проекта:
- нормативно-правовую базу разработки программы;
- положение о школьном научно-техническом центре
«Робототехника и Лего - конструирование»;
- положение о творческой группе данного инновационного проекта;
- программу внеурочной деятельности по курсу «Занимательная
робототехника» для учащихся 5 классов
- вовлечение учащихся в участие в различных конкурсах и олимпиадах;
- создание странички школьного научно-технического центра на интернет-сайте
школы-интерната;
- публикации о внедрении проекта в образовательную среду в СМИ и сети
Интернет.
Проведение занятий по внеурочной деятельности «Занимательная робототехника» для учащихся 5 классов и кружка «Робототехника и Лего - конструирование».
II Этап
Октябрь 2014г. – май, 2016 г – практический этап.
Цель: апробация системы работы школьного научно-технического центра
«Робототехника и Лего - конструирование».
Содержание этапов данного инновационного проекта:
- вовлечение учащихся в участие в различных конкурсах и олимпиадах;
- организовать обучающие тренинги для педагогов МКОУ Тазовская школа-
интернат, провести мастер-классы для педагогов школы;
пополнение странички школьного научно-технического центра на интернет-сайте школы-интерната;
- публикации о внедрении проекта в образовательную среду в СМИ и сети
Интернет.
Разработать технологические карты занятий по программе внеурочной деятельности «Занимательная робототехника» в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Проведение занятий по внеурочной деятельности «Занимательная робототехника» для учащихся 5 классов и кружка «Робототехника и Лего - конструирование».
III Этап.
Обобщающий этап ( сентябрь, 2016 г. – май 2019 г).
Цель: обобщение и систематизация результатов работы данного инновационного проекта:
- мониторинг эффективности реализации данного инновационного проекта;
- участие в научно-практических конференциях, интеллектуальных и
творческих конкурсах различного уровня;
- создание информационного пространства школы в виде медиацентра и локальной сети
- тиражирование и распространение опыта и
результатов инновационной деятельности.
Проведение анализа деятельности школьного научно-технического центра, занятий по внеурочной деятельности «Занимательная робототехника» для учащихся 5 классов и кружка «Робототехника и Лего - конструирование».
8. Подведение итогов работы инновационного проекта.
1. Формирование современной системы работы в школьном научно-
техническом центре, позволяющем привлекать школьников к исследованиям в области
робототехники.
2. Создание условий для целенаправленного развития, поддержки новых научно –
технических идей учащихся в соответствии со способностями.
3. Мотивация к изучению учебных дисциплин у учащихся.
4. Проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборников лучших работ
учащихся.
5. Создание информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы
учащихся: дистанционное обучение, личные кабинеты участников конкурсов
различного уровня, собственные сайты.
6. Регулярные публикации в средствах массовой информации различного уровня о
процессе и реализации инновационного проекта.
Основными показателями реализации данного инновационного проекта являются овладение учащимися ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной и научно-техническими компетентностями – участие учащихся в конкурсах различного уровня.