скачать программу (DOC, 0.08 МБ)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Тазовская школа – интернат среднего(полного) общего образования»
Программа театрального кружка в начальной школе
(художественно-эстетическое направление)
Дети должны жить в мире красоты и фантазии, сказки, музыки, творчества.
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация)
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Предлагаемая программа имеет общий объём 34 часа (1 класс).
Цель - воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.
Задачи:
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
- развивать воображение, выразительность речи;
- пополнять словарный запас, образный строй речи;
- формировать способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства.
Ожидаемые результаты программы
В результате освоения этой деятельности школьники
- приобретут знания о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут формироваться навыки зрительской культуры; будет развиваться художественный вкус, расширяться общий кругозор, пополнится словарный запас;
- овладеют практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот;
- приобретут умения оценивать театральное искусство (выражение собственного мнения при посещениях театра);
- научатся отличать понятие «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества.
№ п/п
| Тема | Кол-во часов |
---|---|---|
1. | Роль театра в культуре | 9 |
2. | Театрально-исполнительская деятельность | 10 |
3. | Занятия сценическим искусством | 10 |
4. | Освоение терминов | 1 |
5. | Просмотр профессионального театрального спектакля | 4 |
Содержание программы
Роль театра в культуре (9 часов). Любительский театр: как разыгрывание ситуаций, в которых человек существует, взаимодействует с миром, пытаясь управлять окружающим миром. Посещение театров, музеев, выставок; проведение экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыкальных произведений; игры и упражнения из театральной педагогики; конкурсы и викторины. Работа с подручным материалом и изготовление бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и марионеток. Формирование портфолио личностных достижений учащихся.
Театрально-исполнительская деятельность (10 часов). Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образно-игровые упражнения (поезд, мотылек, бабочка). Упражнения, в основе которых содержатся абстрактные образы (огонь, солнечные блики, снег).
Занятия сценическим искусством (10 часов). Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге и т.д. Формирование портфолио личностных достижений учащихся.
Освоение терминов (1 час). Драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.
Просмотр профессионального театрального спектакля (3часа). Посещение театра, обсуждение спектакля.
Литература:
№ п/п
| Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
---|---|---|---|---|
1. | Роль театра в культуре | 9 | 4 | 5 |
| Основы театрального искусства. |
| 2 |
|
| «Осенняя сказка»-знакомство |
| 1 | 1 |
| «Осенняя сказка»- разучивание. |
|
| 2 |
| «Осенняя сказка»- исполнение. |
|
| 1 |
| Арт - терапевтическая деятельность |
|
| 1 |
| «Вариации феи осени»-фильм. |
| 1 |
|
2. | Театрально-исполнительская деятельность | 10 | 3 | 6 |
| «Прогулка в осенний лес» |
| 1 | 1 |
| Пластическая импровизация «Грустный дождик». |
|
| 1 |
| Музыкальная сказка»Теремок» |
| 1 | 2 |
| Арт - терапевтическая деятельность «Звуки леса» |
|
| 1 |
| «Нянина сказка» |
| 1 | 2 |
3. | Занятия сценическим искусством | 10 | 4 | 6 |
| «В лес за подснежниками» Пластическая импровизация |
| 1 | 1 |
| Арт - терапевтическая деятельность «Разговор цветов». |
|
| 1 |
| Музыкальная сказка «Весна в лесу» |
| 1 | 2 |
| «Хороводы мы водили». |
|
| 2 |
| Старинные механические музыкальные устройства. |
| 2 |
|
4. | Освоение терминов | 1 | 1 |
|
5. | Просмотр профессионального театрального спектакля | 3 |
| 3 |
| Фильм- балет «Петя и волк» |
| 1 |
|
| Опера «Руслан и Людмила» |
| 2 |
|
| Итого | 33 часа | 15 | 18 |