скачать (DOC, 0.44 МБ) документ
Модель
организации внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС ООО
в МКОУ «ТШИ»
Пояснительная записка
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы,
обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося…
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность в МКОУ «ТШИ» (в дальнейшем – школа) осуществляется на основе оптимизационной модели организации внеурочной деятельности и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь).
Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Модель внеурочной деятельности в школе обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, которая осуществляется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьное научное общество, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Модель внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.
Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности МКОУ «ТШИ» приведен ниже.
Кроме плана внеурочной деятельности модель внеурочной деятельности так же предусматривает использование следующих документов:
– индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности;
– общая карта занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности;
– журнал учета достижений обучающихся во внеурочной деятельности.
Данные инструменты обеспечивают реализацию модели внеурочной деятельности школы, а так же создают предпосылки для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, включающих, в том числе, и их внеурочную деятельность.
Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:
- расположение школы;
- уровень развития дополнительного образования в школе;
- методическое, программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;
- кадровое обеспечение образовательного процесса внеурочной деятельности (наличие психолога, социального педагога, педагога-организатора, учителей, реализующих внеурочную деятельность),
- материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.
Тип организационной модели внеурочной деятельности:
Модель переходного периода
Основная идея программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи: